А дементьев встреча пушкина с анной керн а мне приснился сон



Дементьев о Пушкине

В творчестве поэта с тверскими корнями Андрея Дмитриевича Дементьева также можно увидеть интерес к пушкинской поэтической традиции, его творчеству и связи поэта с Тверским краем. Но это и неудивительно, потому что, как поэт с тверскими корнями, он не может избежать пушкинской темы и ориентации на А.С. Пушкина, как на идеал национального русского поэта. В своем стихотворении: «Властители дум ненавидели власть. » (1996) [Дементьев А. Аварийное время любви. Стихи, статьи, песни. Москва: Новости, 1996. — С. 37. А. Дементьев] приводит в пример А.С. Пушкина, который был свободен в своих гражданских мыслях и поступках, и для Дементьева Пушкин — это пример гражданской личности, которая отстаивает свою точку зрения:

Властители дум ненавидели власть.
Теперь же иные у них отношенья.
И новая власть им по вкусу пришлась.
Ирония вдруг поменяла мишени.
И бывший бунтарь, затихающий бард,
Свободу свою не предавший ни разу,
Теперь комплименты выслушивать рад,
Не сразу поняв, что всучили награду.
И Пушкина некогда царь приручал.
Да только напрасно.
А нынешний «гений»,
Чей голос систему в сердцах раскачал,
Готов преклонить перед властью колени.

А.Д. Дементьев все-таки более лирический поэт, чем гражданский, поэтому неудивительно, что он заинтересовался в пушкинской теме лирическим моментом — встречей Пушкина с Анной Керн. Здесь поэт А. Дементьев приближается к краеведу В.Ф. Кашковой в своем желании вообразить и домыслить нечто своё о А.С. Пушкине, чтобы показать читателю некую художественную истину, им открытую, показать поведение поэта в той или иной личной ситуации. Отметим, что у этого поэта есть и другие стихотворения о А.С. Пушкине. Из них можно назвать стихотворение «А мне приснился сон» (1976), «Берново» (1990). Рассмотрим его стихотворение «Встреча А.С. Пушкина с Анной Керн»:

А было это в день приезда.
С ней говорил какой-то князь.
«О боже! Как она прелестна!» —
Подумал Пушкин, наклонясь.

Она ничуть не оробела.
А он нахлынувший восторг
Переводил в слова несмело.
И вдруг нахмурился.
И смолк.

Она, не подавая вида,
К нему рванулась всей душой,
Как будто впрямь была повинна
В его задумчивости той.

— Что сочиняете вы ныне?
Чем, Пушкин, поразите нас? —
А он — как пилигрим в пустыне —
Шел к роднику далеких глаз.

Ему хотелось ей в ладони
Уткнуться. И смирить свой пыл.
— Что сочиняю?
Я. не помню.
Увидел вас —
И все забыл.

Она взглянула тихо, строго.
И грустный шепот, словно крик:
— Зачем вы так? Ну, ради Бога!
Не омрачайте этот миг.

Ничто любви не предвещало.
Полуулыбка. Полувзгляд.
Но мы-то знаем —
Здесь начало
Тех строк,
Что нас потом пленят.

Такой же опыт — собственное вымышленное воссоздание какого-то момента из жизни великого поэта Пушкина — мы находим в стихотворении Дементьева «А мне приснился сон» (1976) — в данном случае это воображаемое воссоздание того дня, когда состоялась дуэль А.С. Пушкина с Ж. Дантесом:

А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён
Сергеем Соболевским….
Его любимый друг
С достоинством и блеском
Дуэль расстроил вдруг.
Дуэль не состоялась.
Остались боль да ярость,
Да шум великосветский,
Что так ему постыл…
К несчастью, Соболевский
В тот год в Европах жил.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён.
Под дуло пистолета,
Не опуская глаз,
Шагнул вперёд Данзас
И заслонил поэта.
И слышал только лес,
Что говорил он другу…
И опускает руку
Несбывшийся Дантес.
К несчастью, пленник чести
Так поступить не смел.
Остался он на месте,
И выстрел прогремел.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён…
(Там же. С. 417).

Стихотворение А. Дементьева «Берново» (1990) напоминает поэтическую практику Г. Безруковой:

Тверская земля с её далью и реками
До боли похожа на псковский пейзаж.
Где осень — ветрами озвученный реквием,
А лес, словно вставленный в небо витраж.

Когда приезжал Александр Сергеич,
Устав от столицы, в Тверские места,
Обиды свои почитал он за мелочь,
И душу лечила от бед красота.

Старинный Торжок, тихий домик Олениных,
И вечно желанный Берновский уют:
Крыльцо, утопавшее в радостной зелени
И грустно заросший кувшинками пруд.

И всё ему по сердцу было в Бернове:
Старинная зала и вид из окна.
Белеют листы и перо наготове.
И слышно, как входит к нему тишина.

Отметим, что это стихотворение также представляет поэтизацию пушкинских мест в творчестве тверских поэтов или поэтов с тверскими корнями. Кроме того, в стихотворении много штампов, например, Тверская земля, осень, приезжал Александр Сергеевич, желанный Берновский уют, пруд, листы и перо. Таким образом, можно сказать, что это и есть те самые штампы, с помощью которых массовое культурное сознание мифологизирует образ Пушкина. Как известно, осень любимое время года поэта, кроме того чувствуется его любовь к провинции, то есть автор просто убежден в том, что Пушкин, побывав в Бернове, не мог не взяться за перо и не написать замечательные стихи.

Дементьев Андрей Дмитриевич (р. 1928), поэт. Родился 16 июля в Твери. С 1948 начал публиковать свои стихотворения. В 1952 окончил Литературный институт им. М.Горького.
А. Д. Дементьев является автором более тридцати сборников стихов и поэм, рассказов, сценариев: «Лирические стихи» (1955, сборник стихов), «Мужество» (1958, поэма), «Родное» (1958, сборник стихов), «Дорога в завтра» (1960, поэма), «Глазами любви» (1962, сборник стихов), «Солнце в доме» (1964, сборник стихов), «Наедине с совестью» (1965, сборник стихов), «Штрихи большой жизни» (1965, сборник рассказов о М.И. Калинине), «Россия» (1967, поэма), «Боль и радость (1973, сборник стихов), «Рядом ты и любовь» (1976, сборник стихов), «Рождение дня» (1978, сборник стихов), «Азарт» (1983, сборник стихов; Государственная премия СССР в 1985), «Характер» (1986, сборник стихов), «Снег в Иерусалиме» (1993, сборник стихов), «Аварийное время любви» (1996, сборник стихов), «Стихотворения» (1988, сборник стихов), переводы с армянского, азербайджанского, абхазского языков, сценарии телевизионных передач.
Дементьев — автор многих песен, среди них — «Отчий дом», «Лебединая верность», «Каскадеры», «Подари мне признанье» и др. Свою работу в этом жанре объясняет семейной традицией (в доме Д. очень любили песню, у деда и матери были красивые голоса, часто пели русские народные песни). В первые десятилетия своего пути писал также поэмы: «Мужество» (1958), «Дорога в завтра» (1960), «Россия» (1964).

Источник статьи: http://proza.ru/2017/04/04/172

Стихи о Пушкине, Пушкину » Марина Цветаева

Бич жандармов, бог студентов,
Желчь мужей, услада жён,
Пушкин — в роли монумента?
Гостя каменного? — он,

Скалозубый, нагловзорый
Пушкин — в роли Командора?

Критик — но́я, нытик — вторя:
«Где же пушкинское (взрыд)
Чувство меры?» Чувство — моря
Позабыли — о гранит

Бьющегося? Тот, солёный
Пушкин — в роли лексикона?

Две ноги свои — погреться —
Вытянувший 1 , и на стол
Вспрыгнувший при Самодержце 2
Африканский самовол —

Наших прадедов умора —
Пушкин — в роли гувернёра?

Чёрного не перекрасить
В белого — неисправим!
Недурён российский классик,
Небо Африки — своим

Звавший, невское — проклятым! 3
— Пушкин — в роли русопята?

Ох, брадатые авгуры!
Задал, задал бы вам бал
Тот, кто царскую цензуру
Только с дурой рифмовал, 4

А «Европы Вестник» — с… 5
Пушкин — в роли гробокопа?

К пушкинскому юбилею
Тоже речь произнесём:
Всех румяней и смуглее 6
До сих пор на свете всём,

Всех живучей и живее!
Пушкин — в роли мавзолея?

То-то к пушкинским избушкам
Лепитесь, что сами — хлам!
Как из душа! Как из пушки —
Пушкиным — по соловьям

Сло́ва, сокола́м полёта!
— Пушкин — в роли пулемёта!

Уши лопнули от вопля:
«Перед Пушкиным во фрунт!»
А куда девали пёкло
Губ, куда девали — бунт

Пушкинский? уст окаянство?
Пушкин — в меру пушкиньянца!

Томики поставив в шкафчик —
Посмешаете ж его,
Беженство своё смешавши
С белым бешенством его!

Белокровье мозга, морга
Синь 7 — с оскалом негра, горло
Кажущим…

Поскакал бы, Всадник Медный,
Он со всех копыт — назад.
Трусоват был Ваня бедный, 8
Ну, а он — не трусоват.

Сей, глядевший во все страны —
В роли собственной Татьяны?

Что́ вы делаете, карлы,
Этот — голубей олив 9 —
Самый вольный, самый крайний
Лоб — навеки заклеймив

Низостию двуединой
Золота и середины?

«Пушкин — тога, Пушкин — схима,
Пушкин — мера, Пушкин — грань…»
Пушкин, Пушкин, Пушкин — имя
Благородное — как брань

— Пушкин? Очень испугали!

Примечания

1 Две ноги свои — погреться —
Вытянувший…
— Во время аудиенции 8 сентября 1826 года, данной Николаем I Пушкину, вернувшемуся из ссылки в Михайловском, поэт «обратился спиною к камину и говорил с государем, обогревая себе ноги» («Пушкин в жизни», вып. II. С. 55).

2 На стол
вспрыгнувший при Самодержце…
— Во время той же аудиенции Пушкин, «незаметно для самого себя, припёрся к столу, который был позади него, и почти сел на этот стол. Государь быстро отвернулся от Пушкина и потом говорил: «С поэтом нельзя быть милостивым!»» (там же).

3 Небо Африки своим
Звавший, невское — проклятым!
— В «Евгении Онегине»: «Под небом Африки моей»; в письме к П. А. Вяземскому из Михайловского от 27 мая 1826 года Пушкин говорит о «проклятой Руси», где он вынужден сидеть «на привязи», так как царь не разрешает ему заграничных путешествий.

4 Царскую цензуру
Только с дурой рифмовал
— в сказке «Царь Никита и сорок его дочерей».

5 А «Европы Вестник» — с… — в эпиграмме, раньше ошибочно приписывавшейся Пушкину (опубликовано в «Полном собрании сочинений Пушкина», т. 1. М., 1919. С. 384).

6 Всех румяней и смуглее — изменённая строка из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

7 Беженство… белокровье мозга, морга
Синь…
— Речь идёт о белоэмигрантских «пушкиноведах».

8 Трусоват был Ваня бедный… — из стихотворения Пушкина «Вурдалак».

Источник статьи: http://www.as-pushkin.ru/?cnt=27&sub=6&part=2

ВЖ. Пушкин и Дементьев

В творчестве поэта с тверскими корнями Андрея Дмитриевича Дементьева также можно увидеть интерес к пушкинской поэтической традиции, его творчеству и связи поэта с Тверским краем. Но это и неудивительно, потому что, как поэт с тверскими корнями, он не может избежать пушкинской темы и ориентации на А.С. Пушкина, как на идеал национального русского поэта. В своем стихотворении: «Властители дум ненавидели власть. » (1996) [Дементьев А. Аварийное время любви. Стихи, статьи, песни. Москва: Новости, 1996. — С. 37. А. Дементьев] приводит в пример А.С. Пушкина, который был свободен в своих гражданских мыслях и поступках, и для Дементьева Пушкин — это пример гражданской личности, которая отстаивает свою точку зрения:

Властители дум ненавидели власть.
Теперь же иные у них отношенья.
И новая власть им по вкусу пришлась.
Ирония вдруг поменяла мишени.
И бывший бунтарь, затихающий бард,
Свободу свою не предавший ни разу,
Теперь комплименты выслушивать рад,
Не сразу поняв, что всучили награду.
И Пушкина некогда царь приручал.
Да только напрасно.
А нынешний «гений»,
Чей голос систему в сердцах раскачал,
Готов преклонить перед властью колени.

А.Д. Дементьев все-таки более лирический поэт, чем гражданский, поэтому неудивительно, что он заинтересовался в пушкинской теме лирическим моментом — встречей Пушкина с Анной Керн. Здесь поэт А. Дементьев приближается к краеведу В.Ф. Кашковой в своем желании вообразить и домыслить нечто своё о А.С. Пушкине, чтобы показать читателю некую художественную истину, им открытую, показать поведение поэта в той или иной личной ситуации. Отметим, что у этого поэта есть и другие стихотворения о А.С. Пушкине. Из них можно назвать стихотворение «А мне приснился сон» (1976), «Берново» (1990). Рассмотрим его стихотворение «Встреча А.С. Пушкина с Анной Керн»:

А было это в день приезда.
С ней говорил какой-то князь.
«О боже! Как она прелестна!» —
Подумал Пушкин, наклонясь.

Она ничуть не оробела.
А он нахлынувший восторг
Переводил в слова несмело.
И вдруг нахмурился.
И смолк.

Она, не подавая вида,
К нему рванулась всей душой,
Как будто впрямь была повинна
В его задумчивости той.

— Что сочиняете вы ныне?
Чем, Пушкин, поразите нас? —
А он — как пилигрим в пустыне —
Шел к роднику далеких глаз.

Ему хотелось ей в ладони
Уткнуться. И смирить свой пыл.
— Что сочиняю?
Я. не помню.
Увидел вас —
И все забыл.

Она взглянула тихо, строго.
И грустный шепот, словно крик:
— Зачем вы так? Ну, ради Бога!
Не омрачайте этот миг.

Ничто любви не предвещало.
Полуулыбка. Полувзгляд.
Но мы-то знаем —
Здесь начало
Тех строк,
Что нас потом пленят.

Такой же опыт — собственное вымышленное воссоздание какого-то момента из жизни великого поэта Пушкина — мы находим в стихотворении Дементьева «А мне приснился сон» (1976) — в данном случае это воображаемое воссоздание того дня, когда состоялась дуэль А.С. Пушкина с Ж. Дантесом:

А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён
Сергеем Соболевским….
Его любимый друг
С достоинством и блеском
Дуэль расстроил вдруг.
Дуэль не состоялась.
Остались боль да ярость,
Да шум великосветский,
Что так ему постыл…
К несчастью, Соболевский
В тот год в Европах жил.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён.
Под дуло пистолета,
Не опуская глаз,
Шагнул вперёд Данзас
И заслонил поэта.
И слышал только лес,
Что говорил он другу…
И опускает руку
Несбывшийся Дантес.
К несчастью, пленник чести
Так поступить не смел.
Остался он на месте,
И выстрел прогремел.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён…
(Там же. С. 417).

Стихотворение А. Дементьева «Берново» (1990) напоминает поэтическую практику Г. Безруковой:

Тверская земля с её далью и реками
До боли похожа на псковский пейзаж.
Где осень — ветрами озвученный реквием,
А лес, словно вставленный в небо витраж.

Когда приезжал Александр Сергеич,
Устав от столицы, в Тверские места,
Обиды свои почитал он за мелочь,
И душу лечила от бед красота.

Старинный Торжок, тихий домик Олениных,
И вечно желанный Берновский уют:
Крыльцо, утопавшее в радостной зелени
И грустно заросший кувшинками пруд.

И всё ему по сердцу было в Бернове:
Старинная зала и вид из окна.
Белеют листы и перо наготове.
И слышно, как входит к нему тишина.

Отметим, что это стихотворение также представляет поэтизацию пушкинских мест в творчестве тверских поэтов или поэтов с тверскими корнями. Кроме того, в стихотворении много штампов, например, Тверская земля, осень, приезжал Александр Сергеевич, желанный Берновский уют, пруд, листы и перо. Таким образом, можно сказать, что это и есть те самые штампы, с помощью которых массовое культурное сознание мифологизирует образ Пушкина. Как известно, осень любимое время года поэта, кроме того чувствуется его любовь к провинции, то есть автор просто убежден в том, что Пушкин, побывав в Бернове, не мог не взяться за перо и не написать замечательные стихи.

Дементьев Андрей Дмитриевич (р. 1928), поэт. Родился 16 июля в Твери. С 1948 начал публиковать свои стихотворения. В 1952 окончил Литературный институт им. М.Горького.
А. Д. Дементьев является автором более тридцати сборников стихов и поэм, рассказов, сценариев: «Лирические стихи» (1955, сборник стихов), «Мужество» (1958, поэма), «Родное» (1958, сборник стихов), «Дорога в завтра» (1960, поэма), «Глазами любви» (1962, сборник стихов), «Солнце в доме» (1964, сборник стихов), «Наедине с совестью» (1965, сборник стихов), «Штрихи большой жизни» (1965, сборник рассказов о М.И. Калинине), «Россия» (1967, поэма), «Боль и радость (1973, сборник стихов), «Рядом ты и любовь» (1976, сборник стихов), «Рождение дня» (1978, сборник стихов), «Азарт» (1983, сборник стихов; Государственная премия СССР в 1985), «Характер» (1986, сборник стихов), «Снег в Иерусалиме» (1993, сборник стихов), «Аварийное время любви» (1996, сборник стихов), «Стихотворения» (1988, сборник стихов), переводы с армянского, азербайджанского, абхазского языков, сценарии телевизионных передач.
Дементьев — автор многих песен, среди них — «Отчий дом», «Лебединая верность», «Каскадеры», «Подари мне признанье» и др. Свою работу в этом жанре объясняет семейной традицией (в доме Д. очень любили песню, у деда и матери были красивые голоса, часто пели русские народные песни). В первые десятилетия своего пути писал также поэмы: «Мужество» (1958), «Дорога в завтра» (1960), «Россия» (1964).

Источник статьи: http://stihi.ru/2017/04/04/1015

ВЖ. Пушкин и Дементьев

В творчестве поэта с тверскими корнями Андрея Дмитриевича Дементьева также можно увидеть интерес к пушкинской поэтической традиции, его творчеству и связи поэта с Тверским краем. Но это и неудивительно, потому что, как поэт с тверскими корнями, он не может избежать пушкинской темы и ориентации на А.С. Пушкина, как на идеал национального русского поэта. В своем стихотворении: «Властители дум ненавидели власть. » (1996) [Дементьев А. Аварийное время любви. Стихи, статьи, песни. Москва: Новости, 1996. — С. 37. А. Дементьев] приводит в пример А.С. Пушкина, который был свободен в своих гражданских мыслях и поступках, и для Дементьева Пушкин — это пример гражданской личности, которая отстаивает свою точку зрения:

Властители дум ненавидели власть.
Теперь же иные у них отношенья.
И новая власть им по вкусу пришлась.
Ирония вдруг поменяла мишени.
И бывший бунтарь, затихающий бард,
Свободу свою не предавший ни разу,
Теперь комплименты выслушивать рад,
Не сразу поняв, что всучили награду.
И Пушкина некогда царь приручал.
Да только напрасно.
А нынешний «гений»,
Чей голос систему в сердцах раскачал,
Готов преклонить перед властью колени.

А.Д. Дементьев все-таки более лирический поэт, чем гражданский, поэтому неудивительно, что он заинтересовался в пушкинской теме лирическим моментом — встречей Пушкина с Анной Керн. Здесь поэт А. Дементьев приближается к краеведу В.Ф. Кашковой в своем желании вообразить и домыслить нечто своё о А.С. Пушкине, чтобы показать читателю некую художественную истину, им открытую, показать поведение поэта в той или иной личной ситуации. Отметим, что у этого поэта есть и другие стихотворения о А.С. Пушкине. Из них можно назвать стихотворение «А мне приснился сон» (1976), «Берново» (1990). Рассмотрим его стихотворение «Встреча А.С. Пушкина с Анной Керн»:

А было это в день приезда.
С ней говорил какой-то князь.
«О боже! Как она прелестна!» —
Подумал Пушкин, наклонясь.

Она ничуть не оробела.
А он нахлынувший восторг
Переводил в слова несмело.
И вдруг нахмурился.
И смолк.

Она, не подавая вида,
К нему рванулась всей душой,
Как будто впрямь была повинна
В его задумчивости той.

— Что сочиняете вы ныне?
Чем, Пушкин, поразите нас? —
А он — как пилигрим в пустыне —
Шел к роднику далеких глаз.

Ему хотелось ей в ладони
Уткнуться. И смирить свой пыл.
— Что сочиняю?
Я. не помню.
Увидел вас —
И все забыл.

Она взглянула тихо, строго.
И грустный шепот, словно крик:
— Зачем вы так? Ну, ради Бога!
Не омрачайте этот миг.

Ничто любви не предвещало.
Полуулыбка. Полувзгляд.
Но мы-то знаем —
Здесь начало
Тех строк,
Что нас потом пленят.

Такой же опыт — собственное вымышленное воссоздание какого-то момента из жизни великого поэта Пушкина — мы находим в стихотворении Дементьева «А мне приснился сон» (1976) — в данном случае это воображаемое воссоздание того дня, когда состоялась дуэль А.С. Пушкина с Ж. Дантесом:

А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён
Сергеем Соболевским….
Его любимый друг
С достоинством и блеском
Дуэль расстроил вдруг.
Дуэль не состоялась.
Остались боль да ярость,
Да шум великосветский,
Что так ему постыл…
К несчастью, Соболевский
В тот год в Европах жил.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён.
Под дуло пистолета,
Не опуская глаз,
Шагнул вперёд Данзас
И заслонил поэта.
И слышал только лес,
Что говорил он другу…
И опускает руку
Несбывшийся Дантес.
К несчастью, пленник чести
Так поступить не смел.
Остался он на месте,
И выстрел прогремел.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён…
(Там же. С. 417).

Стихотворение А. Дементьева «Берново» (1990) напоминает поэтическую практику Г. Безруковой:

Тверская земля с её далью и реками
До боли похожа на псковский пейзаж.
Где осень — ветрами озвученный реквием,
А лес, словно вставленный в небо витраж.

Когда приезжал Александр Сергеич,
Устав от столицы, в Тверские места,
Обиды свои почитал он за мелочь,
И душу лечила от бед красота.

Старинный Торжок, тихий домик Олениных,
И вечно желанный Берновский уют:
Крыльцо, утопавшее в радостной зелени
И грустно заросший кувшинками пруд.

И всё ему по сердцу было в Бернове:
Старинная зала и вид из окна.
Белеют листы и перо наготове.
И слышно, как входит к нему тишина.

Отметим, что это стихотворение также представляет поэтизацию пушкинских мест в творчестве тверских поэтов или поэтов с тверскими корнями. Кроме того, в стихотворении много штампов, например, Тверская земля, осень, приезжал Александр Сергеевич, желанный Берновский уют, пруд, листы и перо. Таким образом, можно сказать, что это и есть те самые штампы, с помощью которых массовое культурное сознание мифологизирует образ Пушкина. Как известно, осень любимое время года поэта, кроме того чувствуется его любовь к провинции, то есть автор просто убежден в том, что Пушкин, побывав в Бернове, не мог не взяться за перо и не написать замечательные стихи.

Дементьев Андрей Дмитриевич (р. 1928), поэт. Родился 16 июля в Твери. С 1948 начал публиковать свои стихотворения. В 1952 окончил Литературный институт им. М.Горького.
А. Д. Дементьев является автором более тридцати сборников стихов и поэм, рассказов, сценариев: «Лирические стихи» (1955, сборник стихов), «Мужество» (1958, поэма), «Родное» (1958, сборник стихов), «Дорога в завтра» (1960, поэма), «Глазами любви» (1962, сборник стихов), «Солнце в доме» (1964, сборник стихов), «Наедине с совестью» (1965, сборник стихов), «Штрихи большой жизни» (1965, сборник рассказов о М.И. Калинине), «Россия» (1967, поэма), «Боль и радость (1973, сборник стихов), «Рядом ты и любовь» (1976, сборник стихов), «Рождение дня» (1978, сборник стихов), «Азарт» (1983, сборник стихов; Государственная премия СССР в 1985), «Характер» (1986, сборник стихов), «Снег в Иерусалиме» (1993, сборник стихов), «Аварийное время любви» (1996, сборник стихов), «Стихотворения» (1988, сборник стихов), переводы с армянского, азербайджанского, абхазского языков, сценарии телевизионных передач.
Дементьев — автор многих песен, среди них — «Отчий дом», «Лебединая верность», «Каскадеры», «Подари мне признанье» и др. Свою работу в этом жанре объясняет семейной традицией (в доме Д. очень любили песню, у деда и матери были красивые голоса, часто пели русские народные песни). В первые десятилетия своего пути писал также поэмы: «Мужество» (1958), «Дорога в завтра» (1960), «Россия» (1964).

Источник статьи: http://stihi.ru/2017/04/04/1015

Стихи о Пушкине, Пушкину » Марина Цветаева

Бич жандармов, бог студентов,
Желчь мужей, услада жён,
Пушкин — в роли монумента?
Гостя каменного? — он,

Скалозубый, нагловзорый
Пушкин — в роли Командора?

Критик — но́я, нытик — вторя:
«Где же пушкинское (взрыд)
Чувство меры?» Чувство — моря
Позабыли — о гранит

Бьющегося? Тот, солёный
Пушкин — в роли лексикона?

Две ноги свои — погреться —
Вытянувший 1 , и на стол
Вспрыгнувший при Самодержце 2
Африканский самовол —

Наших прадедов умора —
Пушкин — в роли гувернёра?

Чёрного не перекрасить
В белого — неисправим!
Недурён российский классик,
Небо Африки — своим

Звавший, невское — проклятым! 3
— Пушкин — в роли русопята?

Ох, брадатые авгуры!
Задал, задал бы вам бал
Тот, кто царскую цензуру
Только с дурой рифмовал, 4

А «Европы Вестник» — с… 5
Пушкин — в роли гробокопа?

К пушкинскому юбилею
Тоже речь произнесём:
Всех румяней и смуглее 6
До сих пор на свете всём,

Всех живучей и живее!
Пушкин — в роли мавзолея?

То-то к пушкинским избушкам
Лепитесь, что сами — хлам!
Как из душа! Как из пушки —
Пушкиным — по соловьям

Сло́ва, сокола́м полёта!
— Пушкин — в роли пулемёта!

Уши лопнули от вопля:
«Перед Пушкиным во фрунт!»
А куда девали пёкло
Губ, куда девали — бунт

Пушкинский? уст окаянство?
Пушкин — в меру пушкиньянца!

Томики поставив в шкафчик —
Посмешаете ж его,
Беженство своё смешавши
С белым бешенством его!

Белокровье мозга, морга
Синь 7 — с оскалом негра, горло
Кажущим…

Поскакал бы, Всадник Медный,
Он со всех копыт — назад.
Трусоват был Ваня бедный, 8
Ну, а он — не трусоват.

Сей, глядевший во все страны —
В роли собственной Татьяны?

Что́ вы делаете, карлы,
Этот — голубей олив 9 —
Самый вольный, самый крайний
Лоб — навеки заклеймив

Низостию двуединой
Золота и середины?

«Пушкин — тога, Пушкин — схима,
Пушкин — мера, Пушкин — грань…»
Пушкин, Пушкин, Пушкин — имя
Благородное — как брань

— Пушкин? Очень испугали!

Примечания

1 Две ноги свои — погреться —
Вытянувший…
— Во время аудиенции 8 сентября 1826 года, данной Николаем I Пушкину, вернувшемуся из ссылки в Михайловском, поэт «обратился спиною к камину и говорил с государем, обогревая себе ноги» («Пушкин в жизни», вып. II. С. 55).

2 На стол
вспрыгнувший при Самодержце…
— Во время той же аудиенции Пушкин, «незаметно для самого себя, припёрся к столу, который был позади него, и почти сел на этот стол. Государь быстро отвернулся от Пушкина и потом говорил: «С поэтом нельзя быть милостивым!»» (там же).

3 Небо Африки своим
Звавший, невское — проклятым!
— В «Евгении Онегине»: «Под небом Африки моей»; в письме к П. А. Вяземскому из Михайловского от 27 мая 1826 года Пушкин говорит о «проклятой Руси», где он вынужден сидеть «на привязи», так как царь не разрешает ему заграничных путешествий.

4 Царскую цензуру
Только с дурой рифмовал
— в сказке «Царь Никита и сорок его дочерей».

5 А «Европы Вестник» — с… — в эпиграмме, раньше ошибочно приписывавшейся Пушкину (опубликовано в «Полном собрании сочинений Пушкина», т. 1. М., 1919. С. 384).

6 Всех румяней и смуглее — изменённая строка из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

7 Беженство… белокровье мозга, морга
Синь…
— Речь идёт о белоэмигрантских «пушкиноведах».

8 Трусоват был Ваня бедный… — из стихотворения Пушкина «Вурдалак».

Источник статьи: http://www.as-pushkin.ru/index.php?cnt=27&sub=6

А дементьев встреча пушкина с анной керн а мне приснился сон

***
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озёрных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни.
Здесь лежала его треуголка
И растрёпанный том Парни.

Анна Ахматова, 1911

Итак, любители Пушкина! Вы можете добавлять сюда ваши любимые и все интересные, на ваш взгляд, стихотворения, посвященные Александру Сергеевичу, либо как-то ещё с ним связанные! Предупреждаем: ненормативная лексика НЕДОПУСТИМА!

Вот ещё одно моё любимое стихотворение. Услышала его ещё в школе, но так как не знала имени автора, долго не могла найти. И несколько лет назад поиски случайно увенчались успехом!

Андрей Дементьев
А МНЕ ПРИСНИЛСЯ СОН

А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён
Сергеем Соболевским.
Его любимый друг
С достоинством и блеском
Дуэль расстроил вдруг.

Дуэль не состоялась.
Остались боль да ярость.
Да шум великосветский,
Что так ему постыл.

К несчатью, Соболевский
В тот год в Европах жил.

А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён.

Всё было очень просто:
У Троицкого моста
Он встретил Натали.
Их экипажи встали.
Она была в вуали,-
В серебряной пыли.

Он вышел поклониться.
Сказать — пускай не ждут.
Могло всё измениться
В те несколько минут.

К несчастью, Натали
Была так близорука,
Что, не узнав супруга,
Растаяла вдали.

А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён.

Под дуло пистолета,
Не опуская глаз,
Шагнул вперёд Данзас
И заслонил поэта.
И слышал только лес,
Что говорит он другу.

И опускает руку
Несбывшийся Дантес.

К несчатью, пленник чести
Так поступить не смел.
Остался он на месте.
И выстрел прогремел.

А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён.

Посвящено Человеку,чьё имя, на мой взгляд, должна носить Россия!

Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.

Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.

Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой.

А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.

Но, обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь.
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.

вступление: Божественная лира.

СМЕРТЬ ПОЭТА
Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видел злодеи в ней пример.

Погиб поэт!- невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде. и убит!
Убит. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь. Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно
Навел удар. спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво. издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал.

И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей.

И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
_____________________

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи.
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Источник статьи: http://vk.com/topic-5139873_9027973

Литературно-музыкальная гостиная «Андрею Дементьеву посвящается»

Разделы: Литература

Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с творчеством нашего земляка Андрея Дмитриевича Дементьева
  • дать возможность проявить творческие способности учащимся

Оформление:

  • сборники стихотворений А.Дементьева
  • музыкальное оформление: песни на стихи А.Дементьева в исполнении Е.Мартынова
  • презентация с фильмом (интервью с В.Голубевым, фотокорреспондентом газеты “Ржевская правда” – рассказ о встречах с Дементьевым)
  • гость – исполнитель песен В.Сомов, солист хора им.Павлова

Ход мероприятия

Против всех напастей
Есть одна защита:
Дом и дружбу настежь…
Я живу открыто.
В дружбе, в буднях быта
Завистью не болен.
Я живу открыто,
Как мишень на поле….

Эти строчки стали своеобразным эпиграфом нашей литературной гостиной, посвящённой творчеству замечательного русского поэта, нашего земляка Андрея Дементьева.

2. “Боже мой, дай мне силы жить. Я плачу над его стихами, я ничего не могу с собой поделать. Никогда ничего подобного со мной не случалось.

Я за стихи твои полжизни отдала бы.
А за тебя – и жизни было б мало.
Ты добрый человек, душа родная.

3. “Я по стихам об этом угадала…Стихи Андрея Дементьева напоминают читателю о вечно человеческом…”

4. “У книжного стенда с поэтическими сборниками Андрея Дементьева в столичном книжном магазине “Москва” на Тверской элегантная дама листала новый сборник поэта . “Любите Дементьева?” – спросил я. “Очень, он же – наш”, – ответила она.

5. Андрей Дементьев родился 16 июля 1828 года в городе Калинине(ныне город Тверь) Поэт вспоминает:

“Всё у меня начинается с отчего дома – это начало начал…”

Нас в детстве ветры по земле носили.
Я слушал лес и обнимал траву,
Ещё не зная, что зовут Россией
Тот синий мир, в котором я живу.

Я бесконечно благодарен своим родителям за то, что они встретились когда-то в Твери и этот живописный край стал моей родиной. Малой, как теперь говорят. Именно в Твери я написал эти стихи…

Песня “Отчий дом” (в исполнении Сомова В.И. – солиста хора имени Павлова, выпускника школы 1968 года)

…Руки мамы.
Люблю их с детства,
Где б дорога моя ни шла,
Никуда мне от них не деться,
От душистого их тепла.
Руки мамы.
В морщинках, в родинках,
Сколько вынесли вы, любя
С этих рук
Я увидел родину,
Так похожую на тебя,
Мама…

7. Отец учил меня всегда говорить правду. Он был моим кумиром, другом, абсолютным авторитетом. И первые свои стихи я показывал ему. “Ведь в жилах сыновей – отцова кровь. И заменить её уже никто не сможет”

8. Как раз посреди России стоял наш небольшой дом, где я провёл лучшие годы своей жизни: детство, отрочество, юность. Неподалёку была Волга.

Я родился на Волге,
Где в погожие дни
Нас баюкали волны
И будили они.
Я вставал на рассвете,
Лодку брал и-айда!
Только Волга да ветер,
Может, знали куда.

А я без Волги просто не могу
Как хорошо малиновою ранью
Прийти и посидеть на берегу,
И помолчать вблизи её молчанья

Она меня радушно принимает,
С чем ни приду – с обидой иль бедой
И всё она, наверно, понимает,
Коль грусть моя уносится с водой

Как будто бы расслабленная ленью,
Течёт река без шума и волны.
Но я-то знаю, сколько в ней волненья
И сколько сил в глубинах тишины.

Она своих трудов не замечает,
Суда качает и ломает лёд
И ничего зазря не обещает,
И ничего легко не отдаёт

Война, разруха.
Дни потерь и бед
Мы голодаем.
Силы на пределе..
И хлеба нет,
И писем с фронта нет…
И, кажется, – мы все осиротели..
Лихие будни….

11. Война вошла в жизнь поэта с детства… уроки в те годы начинались со сводок Совинформбюро. Все жили тогда фронтом. Именно поэтому тема войны не могла не войти в поэзию А.Дементьева. “Много лет назад услышал по радио короткий рассказ о том, как одинокая женщина, измученная долгим ожиданием пропавшего без вести сына, увидела его в кадрах военной кинохроники: живого, двадцатилетнего, каким провожала на фронт. Меня потрясла эта трагическая история. Я написал “Балладу о матери”, которая благодаря музыке Евгения Мартынова стала известной песней”

12. (Звучит песня “Баллада о матери”.)

13. И как-то из далёкого Ташкента пришло письмо от незнакомой женщины, которая писала мне, что нашёлся её сын: “Алешенька не пропал без бестии, а геройски погиб в конце войны и похоронен в Венгрии” Но я уже знал тогда, что это был другой Алексей. Мать “моего Алёши”, о ком была написана “Баллада”, так и не дождалась вести о сыне и умерла в одиночестве. Однако я не смог признаться в этом ташкентской матери… Ведь судьбы солдат Великой Отечественной были так похожи…

О юность наша!
Ты была нелёгкой…
В дыму июней,
В стужах январей
Ты всё познала –
И бомбёжек грохот,
И скорбное терпенье матерей..
Ты всё постигла –
Силу и бессилье..
И почтальонов отрешённый взгляд,
Когда по-русски бабы голосили
По тем, кто не воротится назад.
Нам 45-й выдал аттестаты,
А зрелость нашу освятил салют
И смех отцов, и слёзы их солдаток,
Всё перенесших ради тех минут…

Война прошла через сердце моё
И мне не забыть её
Сколько б ни минуло лет,
Я буду помнить её..

(Песня “Письмо отца” в исполнении Сомова В.И.)

16. “В 1946 году я поступил в Калининский педагогический институт (ныне ТГУ), откуда через три года по рекомендации поэтов Сергея Наровчатова и Михаила Луконина перешёл в Литературный институт им. М.Горького. После завершения литературного образования, в 1952 году вернулся в родной город Калинин и только там почувствовал себя поэтом.

Учителей своих я не забуду,
Учителям своим не изменю.
Они меня напутствуют оттуда,
Где нету смены вечеру и дню.

Я знаю их по книгам да портретам,
Ушедших до меня за много лет
И на Земле, их пламенем согретый,
Я светом тем обласкан и согрет.

Звучат во мне бессмертные страницы,
Когда мы об искусстве говорим.
Всё в этом мире может повториться,
И лишь талант вовек неповторим.

К учителям я обращаюсь снова,
Как к солнцу обращается Земля,
И всё надеюсь: вдруг родится слово
И улыбнутся мне учителя

18. Без сомнения, его учителями можно назвать Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Фёдора Ивановича Тютчева, Сергея Александровича Есенина…

19. Андрей Дементьев – частый гость и участник Пушкинских праздников, проводимых на Тверской земле..

Это фотография выпускника нашей школы, фотокорреспондента газеты “Ржевская правда” Голубева Владислава Ивановича, которому посчастливилось встретиться на одном из праздников с Андреем Дементьевым.

(Интервью с Голубевым В.И.)

Тверская земля с её далью и реками
До боли похожа на псковский пейзаж.
Где осень – ветрами озвученный реквием,
А лес, словно вставленный в небо витраж.

Когда приезжал Александр Сергеич,
Устав от столицы, в Тверские места,
Обиды свои почитал он за мелочь,
И душу лечила от бед красота.

Старинный Торжок, тихий домик Олениных,
И вечно желанный Берновский уют:
Крыльцо, утопавшее в радостной зелени
И грустно заросший кувшинками пруд.

И всё ему по сердцу было в Бернове:
Старинная зала и вид из окна.
Белеют листы и перо наготове.
И слышно как входит к нему тишина.

А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён
Сергеем Соболевским….
Его любимый друг
С достоинством и блеском
Дуэль расстроил вдруг.
Дуэль не состоялась
Остались боль да ярость
Да шум великосветский,
Что так ему постыл…
К несчастью, Соболевский
В тот год в Европах жил
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён
Всё было очень просто:
У Троицкого моста
Он встретил Натали.
Их экипажи встали.
Она была в вуали.-
В серебряной пыли.
Он вышел поклониться,
Сказать – пускай не ждут
Могло всё измениться
За несколько минут
К несчастью, Натали
Была так близорука,
Что, не узнав супруга,
Растаяла вдали.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён…
Под дуло пистолета,
Не опуская глаз,
Шагнул вперёд Данзас
И заслонил поэта
И слышал только лес,
Что говорил он другу…
И опускает руку
Несбывшийся Дантес.
К несчастью, пленник чести
Так поступить не смел.
Остался он на месте,
И выстрел прогремел.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён…

22. (Песня “Натали”)(вальс)

23. “М.Ю. Лермонтов – мой любимый поэт. Каждый год, приезжая на Кавказ, я прихожу в Пятигорский дом-музей Лермонтова, где он провёл последние дни, поклониться памяти нашего гениального соотечественника”

24. (Инсценировка стихотворения “ Лермонтов и Варенька Лопухина”)

Они прощались навсегда,
Хотя о том пока не знали.
Погасла в небе их звезда,
И тихо свечи догорали

“Я обещаю помнить Вас…
Дай Бог, дожить до новой встречи….”
И каждый день, и каждый час
Звучать в нём будут эти речи

Она его не дождалась,
С другим печально обвенчалась…
Он думал: “Жизнь не удалась. ”
А жизнь лишь только начиналась.

Он ставит в церкви две свечи
Одна – за здравие любимой,
Чтоб луч её мерцал в ночи.
Как свет души его гонимой.

Свечу вторую он зажёг
За упокой любви опальной
И, может, пламя горьких строк
Зажглась от той свечи печальной?

Две горьких жизни…
Два конца…
И смерть их чувства уравняла,
Когда у женского лица
Свеча поэта догорала…

Елизавета Алексеевна Арсеньева
Внука своего пережила..
И четыре черных года тень его
Душу ей страдальческую жгла.
Как она за Мишеньку молилась!
Чтоб здоров был и преуспевал.
Только бог не оказал ей милость
И молитв её не услыхал
И она на Бога возроптала,
Повелев убрать из комнат Спас
А душа её над Машуком витала:
“Господи, почто его не спас?”
Во гробу свинцовом, но тяжёлом,
Возвращался Лермонтов домой
По российским побелевшим сёлам
Он катился чёрною слезой.
И откуда ей достало силы-
Выйти за порог его встречать…
Возле гроба бабы голосили:
“Господи, дай сил не закричать..”
Сколько лет он вдалеке томился,
Забывал между забот и дел.
А теперь навек к ней возвратился-
Напоследок бабку пожалел..

26. Продолжая разговор об учителях-наставниках, мы не можем не назвать А.Т.Твардовского, И.С.Соколова – Микитова, Б.Полевого, старшего друга, земляка, который по-отечески опекал Дементьева . “После окончания Литинститута хотел поехать в Армению, а Полевой сказал мне, что надо ехать на родину, в Тверь, где я и задержался на 15 лет”

27. 21 год проработал в журнале “Юность”, из них-12 –главным редактором. В журнал вложил всё лучшее, что во мне было. Мы выпускали прекрасный журнал, тираж которого довели до трёх с половиной миллионов экземпляров. Он стал смыслом моей жизни.

Но наступили девяностые годы. Пришли иные и непривычные для всех времена. Надо было думать, как удержать высокую планку “Юности”, не уронить имя журнала. Я полагал, что мы – шестидесятники -своё дело сделали. Пришла пора молодых.

Как важно вовремя уйти,
Уйти, пока ревут трибуны
И уступить дорогу юным,
Пока полжизни впереди
На это надо много сил-
Уйти под горький ропот судей.
Уйти, покуда не осудят
Те, кто вчера боготворил

29. Я часто посвящаю стихи друзьям, которых люблю, которые меня понимают и поддерживают. Близким людям, без кого моя жизнь была бы неполной и, пожалуй, иной..

Ничего я без друзей не значу,
Ни черта без них я не смогу.
И они не могут жить иначе,
Видно, тоже у меня в долгу

Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло!
Ведь всё порушить может смерть
Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить
Плечо надёжное подставить.
И знать, что будет так и впредь.
Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.
И запоздалая вина
Потом терзает наши души.
Всего-то надо – научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена

Я друзьям посвящаю стихи.
Словно пестую маки в степи.
Словно выстелил в поле ковёр
И в свой дом их на праздник привёл.

Я стихи посвящаю друзьям
Чтоб души не коснулся изъян.
Не ушла доброта бы от нас
Чтобы свет её вдруг не погас.

Я друзьям посвящаю стихи,
Я беру на себя их грехи,
И заботы, и беды, и грусть
Ибо знаю их жизнь наизусть

Я хочу наши встречи продлить,
Чтобы рядом в разлуке побыть

Это правда:
Чтоб долго жить,
Надо чаще видеться с друзьями.
Я всё продолжаю мельтешить
Встречами, поступками, стихами

Но однажды брошу все дела,
Сяду в самолёт Аэрофлота..
Друг не ждал,
Душа его ждала
Веря в неожиданность полёта

Так же побросав свои дела,
Соберутся милые мне люди
Около весёлого стола
Мы о дружбе говорить не будем.
Только память станет ворошить,
Те слова, когда вернусь до дому
Не затем,
Чтоб после долго жить.
Просто жить не стоит по-иному.

Когда себя от дружбы отлучаем,
Мы угасаем сердцем и умом.
И света изнутри не излучаем,
Как брошенный хозяевами дом.

33. В наше непростое и жестокое время важно оставаться человеком, жить нравственными ценностями. В стихах Дементьева – открытый протест против хамства, предательства, лжи, лицемерия, мещанства

Я ненавижу в людях ложь..
Она порой бывает разной
Весьма искусной или праздной,
И неожиданной, как нож

Я ненавижу в людях ложь
И негодую, и страдаю,
Когда её с улыбкой дарят,
Так, что сперва не разберёшь,
Я ненавижу в людях ложь
От лжи к предательству – полшага
Когда-то всё решала шпага
А нынче старый стиль негож.
Я ненавижу в людях ложь.
И не приемлю объяснений.
Ведь человек, как дождь весенний,
А как он чист – апрельский дождь.
Я ненавижу в людях ложь.

35. Поэзия Дементьева как бы продолжение его души. Он не лицемерит, не подлаживается и не хитрит.

Я живу открыто.
Не хитрю с друзьями.
Для чужой обиды
Не бываю занят
От чужого горя
В вежливость не прячусь.
С дураком не спорю,
В дураках не значусь.
В скольких бедах выжил.
В скольких дружбах умер
От льстецов да выжиг
Охраняет юмор.

36. Андрей Дементьев умеет поведать о радостях и печалях, свершениях и потерях, красивом и неприглядном, чем живёт человек. Его стихи учат доброте, любви, уважению к людям.

37. По словам Александра Шилова, народного художника, “поэзия Дементьева призывает к совести, достоинству и чести, любви к людям”

Но как бы нас жизнь не ломала,
В ней некое есть волшебство…
Хороших людей слишком мало,
И всё-таки их большинство…
Ответственность за слово –
Выше слов.
Ответственность не поделить на части.
Ведь с каждым – счёты у неё свои
А мой Пегас –
Номенклатура счастья.
Всю жизнь он скачет улицей любви

38. …У Дементьева много стихов о любви. В чём природа любви? В честности .“Всё начинается с любви..” Найти свою половинку – это счастье…

Не ссорьтесь, влюблённые,
Жизнь коротка.
И ветры зелёные
сменит пурга.
Носите красавиц
На крепких руках.
Ни боль и ни зависть
Не ждут вас впотьмах.
Избавьте любимых
От мелких обид,
Когда нестерпимо
В них ревность болит.
Пусть будет неведом
Вам горький разлад.
По вашему следу
Лишь вёсны спешат.
По вашему следу
Не ходит беда
…Я снова уеду в былые года,
Где были так юны,
И счастливы мы,
Где долгие луны
Светили из тьмы,
Была ты со мною
Строга и горда.
А всё остальное
Сейчас, как тогда:
Те же рощи зелёные,
Те же снега
Не ссорьтесь, влюблённые
Жизнь коротка

Три сладостных момента
У любви.
Я назову вначале ожиданье
Любви,
Потом сама любовь
А вслед за ней
Придут воспоминанья.
Когда мы все
Переживаем вновь.

41. С 1997 по 2001 год А.Дементьев работал в Израиле в качестве шефа бюро Российского телевидения на Ближнем Востоке..

Моя Михайловская ссылка
Проходит на земле Христа,
Где я навек влюбился пылко
В её библейские места.

Я вспомнил Волгу возле Иордана.
И это было радостно и странно.
И музыка воды во мне звучала,
Как будто нас одна волна качала

Дай, Господи, земле обетованной
На все века надежду и покой..
И, кем бы ни был ты-
Абрамом иль Иваном,-
Для нас с тобой планеты нет иной…

42. Время перестройки Дементьев выстоял.. Эта жизнестойкость, оптимизм поражали в нём со времён работы в журнале “Юность”, когда надо было держать удар. Но есть удары судьбы, которые выдержать невозможно, их можно только пережить, перемочь, переплакать ничком:

Не дай вам Бог терять детей…
Ведь если следовать природе,
Сперва родители уходят.
Но нет у графика смертей
И страшно, если гибнут дети
От пуль, от боли, от измен
А им бы жить да жить на свете
И не спешить в бессрочный плен

Неважно, кто старше из нас, кто моложе
Важней, что мы сверстники
Горьких времён
И позже история всё подытожит
Россия слагалась из наших имён

Мы – дети Пасмурного времени
На нас лежит его печать…

Мы – скаковые лошади азарта..
На нас ещё немало ставят карт
И, может быть,
Мы тяжко рухнем завтра..
Но это завтра
А сейчас – азарт

Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,-
Есть нашей жизни оправдание.
Пока не знаем мы заранее,
Что совершим, что сможем вынести, –
Есть нашей жизни оправдание…
До первой лжи иль первой хитрости

47. Андрей Дементьев-русский поэт. И для многих тысяч жителей Тверской области он давно уже стал одним из наиболее почитаемых, любимых поэтов-земляков

Я иногда спохватываюсь вдруг.
Уходят годы – сделано так мало
А жизнь меня и била, и ласкала

Но оглянуться вечно недосуг…Поэтому становится понятно, зачем известный поэт взвалил на себя нелёгкую ношу – вести еженедельную передачу на “Радио России” – “Виражи времени”

Никогда ни о чём не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось,– нельзя изменить,
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить
Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе.
Не жалейте своей доброты и участья,
Если даже за всё вам – усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство…
Не жалейте, что вам не досталось их бед.
Никогда, никогда ни о чём не жалейте,
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берёт он из вашей души.
Ни когда, никогда ни о чём не жалейте,
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви,
Пусть другой гениально играет на флейте
Но ещё гениальнее слушали вы.

50. На стихи А.Дементьева написано более ста песен, среди которых “Лебединая верность”, “Чёрный лебедь”, “Алёнушка”, “Баллада о матери”. “Натали” “Я всегда любил музыку, потому что вырос среди её красоты и восторга. Я слушал Лемешева, Козловского, Обухову, народные хоры… Видимо, это увлечение сказалось на моём творчестве.

Вновь звучат стихи синей полночью,
Всё хорошее с ними вспомнится
По-есенински я хочу любить,
Чтобы с песней мне всюду рядом быть..

Я не знаю, много ль мне осталось.
Знаю – долгой не бывает старость
Впрочем, сколько ни живи на свете,
Что-то продолжать придётся детям.
Например, вернуть друзей забытых,
Что погрязли в славе иль обидах;
Дать понять врагам, что не простил их.
Я при жизни это был не в силах.
То ли доброта моя мешала,
То ли гнев мой побеждала жалость.
Я не знаю, сколько мне осталось,
Лишь бы не нашла меня усталость
От друзей, от жизни, от работы,
Чтоб всегда ещё хотелось что-то

53. Я хочу остаться самим собой и в нынешние времена, как бы они ни перекраивали вечные ценности. И благодарю судьбу за то, что получил право от своих читателей сказать в своих стихах всё, что сказали бы они, но поручили это сделать мне? Андрею Дементьеву.

Когда отпустит мне судьба
Последние три дня,
На миг забуду я тебя,
Но ты прости меня.
Свой первый день – один из трёх-
Друзьям своим отдам.
Пусть в дом придёт весёлый трёп
С раздумьем пополам.
С детьми второй день проведу.
Я очень виноват
За то, что много дней в году
Далёк был от ребят.
А свой последний, третий день
Пробуду я с тобой,
Чтоб не узнала ты меж дел,
Что жизнь даёт отбой.
Чтоб было всё с тобой у нас,
Как много лет назад:
В последний раз, как в первый раз-
Улыбка, слово, взгляд.
Хочу, чтоб я с собой унёс
Сокровища двоих.
Не соль и горечь тихих слёз,
А сладость губ твоих.
Чтобы навек в родных глазах –
(ты забывать не смей!)
Не боль осталась и не страх,
А свет любви моей.

Вся грусть земли -поручена стихам.
И потому строка моя печальна,
Когда посвящена родным холмам
Или глазам твоим исповедальным.
Вся грусть земли поручена стихам.
И это поручение от Бога
Исполнит бесконечная дорога,
Которой мы восходим в Божий храм.

(Заключительное слово учителя.)

Нас много – поручителей Его.
И потому не оборвётся слово…

Читая стихи Андрея Дементьева, словно припадаешь к прозрачному источнику, который даёт силы жить, творить добро, оставаться людьми в любой ситуации. Поэзия самого поэта – тому пример, достойный для подражания. Всенародно любимый, Андрей Дементьев всегда остаётся верен себе, искренен, а доверительный тон и простота поэзии создают гармоничность в его общении с читателем.

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/589797


Adblock
detector