Богиня геката приснилась



Древнегреческая богиня Геката — госпожа ключей и перекрестков

Это великая богиня, о которой люди слагают мифы на протяжении многих столетий, ее имя окутано множеством легенд и предубеждений. Давайте разберемся, кем же на самом деле является Геката, богиня тьмы и мрака.

«Храни меня отныне, Пока не выйдет срок, Трехликая Богиня Неведомых дорог».

История культа

Культ поклонения темной богине берет свое начало в Древней Шумере, где она была известна под именем Эрешкигаль, что означает великую госпожу подземного мира. Она была замужем за богом смерти и войны Нергалом и имела соперницу в лице своей младшей сестры Инанны — богини любви и плодородия.

Доэллинская цивилизация, активно развивающаяся в ту эпоху, активно переняла верования относительно Эрешкигаль, внеся небольшие изменения. А именно, новоиспеченная шумерская богиня приобрела новое имя — Геката. Она была популярна и в Древней Греции наряду с культом поклонения олимпийцам, и некоторые мифы добавили ее в их число. Легенды об этой таинственной богине приписывают ей самых разных родителей, от дочери титана Перса и Астерии до продолжательницы рода Зевса с Деметрой или Герой.

Как стать экстрасенсом?

Здравствуйте. Посоветуйте, что можно сделать для того, чтобы стать экстрасенсом? Я бы хотела научиться магии, но не знаю, с чего.

Какова природа магических способностей?

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, пользоваться заклинаниями и заговорами, могут все люди или только те, у кого есть магические способности? Я сомневаюсь.

Можно ли освоить магию без учителя?

Здравствуйте. Я хотела бы научиться магии. У меня нет знакомых или родных, кто мог бы научить, поэтому информацию беру из.

Кто такая Геката

Предводительница ведьм, богиня преисподней, Геката — покровительница колдовства, лунного света, ночного мрака и кошмаров. на ответственна за ядовитые растения, отдает приказы неупокоенным духам и чудовищным тварям. Время ее царствования наступает с приходом ночи новолуния.

Кроме всего прочего, Геката считается богиней дорог, ключей, факелов, она сопровождает души умерших на распутье в иной мир. В связи с этим в Древней Греции возводили жертвенники в ее честь как в городах, так и на перекрестках.

Храмов, посвященных только Гекате, строилось немного, но всегда ей находилось место в святилищах Деметры, Гермеса, Артемиды, Персефоны и, конечно, Кибелы — богини, охранявшей вход в подземный мир. Римская Геката ничем не отличается от древнегреческой, за исключением имени, там ее назвали Тривия, что можно перевести как «тройная», «трехликая».

Внешность богини

Богиня Геката: фото древней статуи.

Каждый народ, поклоняющийся Гекате, изображал ее по-разному. Но чаще всего ее описывали как вечно молодую девушку, держащую два факела, с помощью которых открывались все тайны. На голове сияла звездная корона, намекающая на родство с Астерией, звездной богиней.

Согласно другой версии, Гекату изображали трехликой, в виде трех фигур, которые соединены спинами. По некоторым легендам, у одной из них лицо юной девы, вторая — женщина в возрасте, а третья — древняя старуха.

На статуе VIII в. до н.э. она предстает в виде крылатой богини со змеей в руке, находящейся в колеснице с запряженными в ней драконами.

В наше время богиня часто предстает перед ведьмами в образе мудрой старухи. Ее трехликость позволяет ассоциировать Гекату с Цербером, адским псом, охраняющим вход в подземный мир.

Наличие трех лиц богини связывает ее с классической божественной троицей, которую считают единым персонажем: Артемида-Селена-Геката. По версии римской мифологии Артемида и Селена были объединены в богиню Диану, темным прототипом которой соответственно является Геката.

Перед человеком, призывающим эту разноликую богиню, в зависимости от цели обряда, может появиться юная девушка, взрослая женщина или мудрая старуха.

Классические атрибуты

Богиню изображали с предметами, намекающими на род ее деятельности, например:

  • ключ как ответственной за вход и выход;
  • кинжал как богине мстительности и злого умысла;
  • плеть как обличающей людские пороки;
  • факел как представительнице подземного мира.

Геката имела многочисленную свиту в лице адских собак из мира мертвых и неупокоенных душ. Ее священными животными были собаки змеи и совы, олицетворяющие души покойников. В наземном мире способностью видеть богиню наделены только собаки. Они остро чувствуют ее приближение и начинают активно оповещать об этом лаем.

Все черные псы считаются посвященными Гекате, в древности их приносили в жертву, и душа собаки пополняла ее призрачную свиту, большинство современных жриц избегают этого. Во время ритуала услышать лай собак или увидеть черного пса — очень добрый знак.

Некоторые ученые утверждают, что американская Статуя Свободы — богиня Геката, а не кто-либо иной. У знаменитого монумента есть классические атрибуты богини: корона с шипами и поднятый вверх факел. А книга в руке статуи указывает на то, что Геката является еще и богиней мудрости.

Статуя Свободы — Богиня Геката

Кажется невероятным, что современная американская статуя — это богиня Геката, но фото практически идентичные.

Более того, есть версия, что русское имя Екатерина произошло от имени этой богини, которое в Древней Греции произносилось как «Хекатэ».

Это безусловно выдающаяся богиня, которая оставила свой след в современной массовой культуры, и до сих пор существуют тайные и наполовину тайные культы, в которых ей поклоняются.

Магическая сила Богини

Покровительница мира мертвых, сопровождала души покойников в новое место, способствуя их перерождению. Помогала она и живым, во время ритуалов давая инициацию. Сила ее безгранична, она бесстрашна и известна как указывающая путь.

Богиня щедро одаривает своих поклонников:

  • мудростью;
  • ясновидением;
  • удачей на войне;
  • добычей на охоте;
  • любовью избранного человека;
  • молодостью;
  • магическими знаниями;
  • излечением, в том числе от порчи и сглаза;
  • способностью видеть будущее.

Геката как царица ведьм, помогает женщинам во время магических обрядов.

Почитание и дары Гекате

Древние греки боялись эту богиню, поэтому задабривали ее всевозможными способами. К примеру, принято было на пороге дома оставлять сладкие лепешки или куриные сердца, хотя многие люди создавали домашние алтари, пускать ее в дом они опасались.

Традиционным временем для почитания и жертвоприношения Гекате считались два первых и последних дня месяца. 13 августа просили о плодородном урожае, при этом важно было дары оставить на Y-образном перекрестке. Чаще всего дарами выступали мед, яйца, рыба, лепешки, черные ягнята.

Рекомендовалось проводить ритуалы в определенные ночи:

  • ночь с 30 апреля на 1 мая — Смена Времен. Можно было просить о чем угодно.
  • ночь с 30 августа на 1 сентября — Праздник Больших Жертв. Задачей жрецов культа было задабривание Гекаты с просьбой о милости в холодные месяцы.
  • ночь с 16 на 17 ноября — Ночь Гекаты. Богиня способствовала духовной трансформации.

Тема «Методики развития ясновидения»

Тема «Можно ли освоить магию без учителя»

Общий форум «Обо всем»

Обычно местом для проведения ритуалов выбирались пещеры, за исключением ночи праздника Больших Жертв, где местом служения был погост или невспаханный участок земли, где произошла множественная гибель людей.

У жреца, проводящего обряд, должны быть все магические атрибуты: плеть, кинжал, ключ, факел и животные в виде собак и змей. Также важное значение имели растение аконит и камни аксинит и гетит.

Во время призыва жрец становился спиной к предполагаемому месту ее появления. Считалось, что призраки и демоны появляются с западной стороны, поэтому призывающий смотрел в сторону востока. В случае, если ритуал не предусматривал вызов Гекаты, то жрец вставал в западном направлении.

Жертвой служила кровь, вылитая на камни, в огонь, в могилу и на дорожный перекресток. Источником крови чаще всего выбирали черного щенка или собаку, либо, если первый вариант был невозможен, любое животное, очень редко человека. Человеческое кровопролитие не заканчивалось ритуальным убийством, жрец часто надрезал свою плоть и отдавал несколько капель собственной крови.

Заключение

Геката однозначно выдающаяся богиня. Ритуалы в ее честь кажутся пугающими для непосвященных, но приносят истинную радость и удовольствие многочисленным поклонникам ее культа.

Видеоролик

Источник статьи: http://gadalkindom.ru/nepoznannoe/boginya-gekata.html

«Геката к чему снится во сне? Если видишь во сне Геката, что значит?»

К чему снится Геката:
толкование сна по 90 сонникам

К чему снится Геката во сне по 1 соннику?

Ниже вы можете бесплатно узнать толкование символа «Геката» по 1 онлайн-соннику. Если вы не обнаружили нужное толкование на этой странице, воспользуйтесь формой поиска по всем сонникам нашего сайта. Также вы можете заказать персональное толкование сна экспертом.

Сонник Таро

Геката — кобыла о трех головах. Атака сил зла.

  • Оцените статью первыми!

    Приснился Геката, но нужного толкования сна нет в соннике?

    Наши эксперты помогут Вам узнать к чему снится Геката во сне, просто напишите сновидение в форму ниже и Вам растолкуют что значит, если во сне видели данный символ. Попробуйте!

    Во сне увидела рыжую девушку с черными глазами,она зашла ко мне домой,сказала что зовут ее Геката, теперь она мой покровитель и будет во всем помогать

    Я Начала засыпать но еще не спала увидила,как я выхожу из тумана к комне подлетает женщина очень красивая,она спустилась на землю и стала сомной разговаривать,мне она показалась приятной

    Здравствуйте. Приснилось, что я что-то ищу или кого-то, точно не помню, я иду по полуразрушенному городу, на крыльце сидят старики слепые, я у них пытаюсь, что-то спросить и в этот момент, появляется женщина в белой одежде, она улыбнулась и сказала: подожди, скоро все случится. Когда я спросила кто она, она ответила :Геката.

    Мне во сне снилось что я произнасила много раз имя Гаката, как звала её. Саму гекату я несидела. Что значит такой сон?

    Источник статьи: http://felomena.com/sonniki/g/gekata/

    Богиня геката приснилась

    Геката.
    Сорита д’Эсте и Дэвид Рэнкайн
    На перепутье трех дорог.

    Богиня Геката входила в число важнейших божеств древнего мира. Зародившись во тьме доисторических времен, ее культ сохранялся на протяжении трех тысячелетий. Он пережил периоды греческой архаики, классики и эллинизма, Римскую и Византийскую империю и даже «темные века» Европы, ибо следы древнего поклонения этой богине обнаруживаются даже в эпоху Возрождения.

    Геката была богиней рубежей, властительницей всех границ и переходных периодов в человеческой жизни. Кроме того, она почиталась как защитница, отвращающая зло и выводящая на верный путь, о чем свидетельствуют некоторые из ее многочисленных эпитетов. Тройственный облик Гекаты указывает на ее власть над тремя мирами: небом, морем и землей. Об архаических истоках ее культа свидетельствует то, что она изображалась с головами различных животных, каждое из которых символизирует одну из граней ее разностороннего характера.

    Геката ассоциировалась с посвятительными церемониями ряда античных мистериальных культов — не только знаменитых Элевсинских мистерий, но и культа Деметры в Селинунте (Сицилия), а также мистерий, бытовавших в Аргосе и на греческих островах Самофракия и Эгина.

    С именем Гекаты связывалось множество эпитетов, описывавших различные роли и качества, в которых она выступала в тот или иной период. Вот некоторые из наиболее известных ее именований:

    Хтония («земная»),
    Дадофора («факелоносица»),
    Энодия («дорожная»),
    Клидофора («ключница»),
    Куротрофа («кормилица детей»),
    Фосфора («светоносная»),
    Пропола («спутница»),
    Пропилея («привратница»),
    Сотейра («спасительница»),
    Триформис («трехтелая»),
    Триодитис ([богиня] «трех дорог»).
    Геката Пропилея («привратница») была хранительницей города, отвращающая зло от его стен и защищающая его жителей. Святилища ей устраивали не только при входе в города и храмы других божеств, но и перед частными домами. Небольшое святилище богини, установленное перед дверью дома, называлось «гекатейон».

    Большой храм Гекаты располагался в городе Лагина в Карии (на территории современной Турции), где ежегодно проводилась церемония под названием «kleidosagoge» («шествие с ключом»). Сара Айлс Джонстон, автор книги «Геката Сотейра», предполагает, что эта процессия была связана именно с Гекатой в ее роли Пропилеи — хранительницы врат[1]. Кроме того, само название церемонии ассоциируется с эпитетом «Клидофора», который эта богиня носила как хранительница ключей от подземного мира, выносящая решение о том, кто из усопших заслужил блаженное посмертие на Елисейских полях. В данном контексте она выступает как проводница души умершего на последнем этапе загробного странствия. А в посвященном ей орфическом гимне Геката именуется, ни много ни мало, «Ключницей Вселенной».

    К V веку до н.э. святилище Гекаты появилось при вратах города Милет, в пятидесяти милях к северу от Лагины, где культ этой богини установился примерно столетием раньше. В том же V веке до н.э. Гекате стали поклоняться в городе Афродисий, также располагавшемся неподалеку от Лагины. Роль хранительницы врат, прочно закрепившуюся за этой богиней, подтверждает греко-римский историк Плутарх, записавший в I веке н.э. историю о том, как один полководец поставил у ворот Коринфа военный трофей, а другой со смехом заметил, что это не подношение Аресу, а столб Гекате, — «ибо столбы Гекате ставились перед любыми воротами в том месте, откуда расходились дороги».

    Исследователи отмечают, что в малоазийской области Кария (именно там, где обнаружены первые признаки культа Гекаты) среди имен собственных встречается необычно много таких, которые содержат корень «hecat-». Это еще одно свидетельство в пользу того, что поклонение Гекате играло здесь немаловажную роль. В целом по Малой Азии общее количество обнаруженных имен с корнем «hecat-» составляет 310, тогда как на островах Эгейского моря таковых насчитывается почти вдвое меньше — 158, а в Аттике — всего 11. Стоит также упомянуть, что город Идриада, расположенный неподалеку от Лагины, первоначально носил название «Гекатесия». Современные реконструкторы культа Гекаты дали это же имя, «Гекатесия», сентябрьскому празднику полнолуния, который с 2000 года ежегодно отмечается в храме Лагины, раскопанном в 1990-е годы.
    Во Фракии (области к северу от Карии) культ Гекаты набрал силу к V веку до н.э.

    Поскольку из многочисленных литературных источников известно, что в том же V веке до н.э. Гекате поклонялись и в Афинах, весьма вероятно, что культ ее очень быстро распространился по всему Эгейскому региону в конце VI — начале V столетий. Отдельные упоминания о ней встречаются в литературе и раньше — в «Теогонии» Гесиода (VIII в. до н.э.) и в гомеровом гимне «К Деметре» (VII в. до н.э.), но только в V столетии они становятся достаточно частыми и дают нам право утверждать, что теперь эта богиня приобрела в греческой культуре весьма значительную роль.

    Но как проследить истоки культа Гекаты, зародившегося, несомненно, задолго до первого упоминания ее имени в «Теогонии» Гесиода в VIII веке до н.э.? Фон Рудлофф в своей книге «Геката в религии древних греков» высказывает предположение, что триада имен в одной из надписей, выполненных линейным письмом Б и относящихся к бронзовому веку, связаны именно с Гекатой и двумя другими богинями Элевсинского культа — Деметрой и Персефоной. Это имена «Ифимедея», «Пересва» и «Дивия», присутствующие в перечне божественных имен на глиняной табличке Tn316, обнаруженной в городе Пилосе на южном побережье Греции и датируемой XIII веком до н.э. Первое из них, теоретически, может быть вариантом имени Гекаты, поскольку та связана с Ифигенией, упомянутой под именем «Ифимеда» в гесиодовском «Каталоге женщин» (VIII в.); второе предположительно происходит от того же корня, что и имя «Персефона», а третье может означать «светлая» или «богатая богиня» и представлять собой эпитет Деметры.

    Еще одно указание на происхождение образа Гекаты дает ее связь со львами. Изображения Гекаты между двух львов не относятся к числу древнейших, но все же намекают на ближневосточные корни этой богини. Иконография Инанны, Астарты и Кибелы свидетельствует, что изображения богинь в сопровождении двух львов — весьма характерная для Ближнего Востока особенность. Впрочем, не следует забывать, что между двумя большими кошками изображалась также Артемида, поэтому упомянутые изображения Гекаты — в силу своего позднего появления — могут быть следствием синкретического слияния Гекаты с Артемидой. Но не исключено, что образ Артемиды, в свою очередь, заимствован из ближневосточного региона, так что, в конечном счете, данная версия не исключает гипотезу иноземного происхождения Гекаты.

    Изображения Гекаты со львами встречаются на фризе храма в Лагине и на монетах; кроме того, в связи с этими животными богиня упоминается в более поздний период в «Халдейских оракулах» и греческих магических папирусах. В «Халдейских оракулах» Геката описывается как «владеющая львами», и от лица ее говорится: «Если будешь взывать ко Мне часто, узришь все сущее в образе льва».

    В греческих магических папирусах мы находим «Молитву к Селене для любых заклинаний», по содержанию похожую, скорее, на обращение к Гекате. В этом тексте обнаруживается фраза: «…ты стоишь под защитой двух львов, поднявшихся на дыбы».

    Как аргумент в пользу негреческого происхождения Гекаты приводился также тот факт, что в жертву ей приносили собак: эти животные использовались для подношений только иноземным богам, вошедшим в греческий пантеон (в частности, Аресу). Описывая этот феномен в статье «Жертвоприношения в Древней Греции: новые данные», Фриц Граф отмечает, что приношение собаки в жертву само по себе являлось «пограничной», нетрадиционной практикой.

    Связь культа Гекаты с Элевсинскими мистериями Деметры и Персефоны подкрепляется тем обстоятельством, что в Селинунте (Сицилия) имелся храм, посвященный всем трем этим богиням. Не исключено, что поклонение им носило такой же характер, как и в Элевсине. Известно также, что Гекате поклонялись в Аргосе и на островах Эгина и Самофракия, но какие формы приобрел ее культ в этих местах, судить трудно.

    Исследуя археологические и литературные указания на истоки культа Гекаты, необходимо также учитывать происхождение, приписывавшееся ей в разные периоды в письменных изложениях мифов. В «Теогонии» Гесиона родителями Гекаты называются звездная богиня Астерия и ее супруг, титан Перс.

    Астерия ассоциировалась с ночным небом — не только как покровительница астрологии, но и как подательница вещих снов. В храме Астерии на острове Делос практиковалась инкубация — обычай оставаться в святилище на ночь, чтобы получить пророческий сон. По-видимому, эту связь с оракулами и сновидениями Астерия передала своей дочери Гекате по наследству. Сестрой Астерии была Лето, родившая от Зевса божественных близнецов Артемиду и Аполлона, которым Геката приходилась, соответственно, двоюродной сестрой. Впоследствии образы Гекаты и Артемиды сблизились очень тесно и даже слились воедино.

    Что касается титана Перса (Perses), то его имя обычно переводится как «Разрушитель», но это же слово, «perses», также употреблялось в значении «персидский». Греческий историк Геродот в своем основном труде, написанном в V веке до н.э., утверждает, что персы получили свое название от имени Перса, сына Персея (Perseus). Ввиду этого можно предположить, что отец Гекаты мыслился как перс, то есть житель Ближнего Востока. В различных источниках имя ее отца приводится в разных вариантах («Persaios», «Perseus» и др.).

    В гомеровом гимне «К Деметре» (VII в. до н.э.) использована та же версия происхождения Гекаты, что и в «Теогонии»: богиня описывается здесь как «…Персеева дочерь, // Нежная духом Геката, с блестящей повязкою дева».

    Эту версию, наиболее распространенную из всех, поддерживало большинство авторов, вплоть до Псевдо-Аполлодора, приводящего ее в своей «Мифологической библиотеке» (II век н.э.), и Ликофрона (III век н.э.), упоминающего Гекату как «девственную дочь Персея, Бримо Триморфос»[17]. Эпитеты «Бримо» («гневная» или «грозная») и «Триморфос» («трехтелая» или «имеющая три обличья») применялись к Гекате часто. Эта богиня устойчиво ассоциировалась с числом три, играющим важную роль в ее культе и связанных с нею магических обрядах:

    «И ты, частая гостья на распутьях трех дорог, властвующая в трех обличьях своих над тремя декадами и над огнями и псами.»

    В схолиях к поэме Аполлония Родосского «Аргонавтика» о родителях Гекаты приводятся различные мнения. Утверждается, что в орфических гимнах она названа дочерью Део (Деметры), у Вакхилида — дочерью Никты (Ночи), у Мусея — дочерью Зевса и Астерии, а также что Ферекид считает отцом Гекаты Аристея.

    Эти разноречивые сведения в действительности связаны между собой более тесно, чем может показаться на первый взгляд. То обстоятельство, что в орфических гимнах Геката именуется дочерью Деметры, представляется вполне естественным в свете того, что гомеров гимн «К Деметре» использовался в орфических мистериях. Геката совершенно логично вводится в семью богинь, занимающих центральное место среди сил подземного царства и, следовательно, играющих ключевую роль в переселении душ — важнейшей теме орфических мистерий.

    Никта (Ночь) отождествлялась с Астерией, ибо что такое ночь, как не само звездное небо? Никта была одной из первозданных сил вселенной, от которых произошли боги.

    Более любопытна версия, по которой отцом Гекаты был Аристей — бог, научивший людей использовать целебные травы, разводить пчел, добывать мед и варить медовуху, выращивать оливки и делать сыр. Обычно он считается сыном Аполлона и нимфы Кирены, хотя у Вакхилида его родителями названы Земля-Гея и Небо-Уран.

    Многие античные божества почитались не по отдельности, а сообща с другими богами. Так и Гекату нередко можно встретить в компании других божеств — таких, как Гермес, Аполлон, Деметра, Персефона, Кибела, Митра и прочие.
    Из другой римской надписи того же периода явствует, что с Гекатой связывался некий мистериальный культ, подобный мистериям индо-иранского бога Митры, фригийской богини Кибелы и элевсинских божеств.

    Наиболее тесно с Гекатой связывались другие хтонические божества (Гермес, Аид, Персефона и Гея), а также Зевс, Рея, Деметра, Митра, Кибела и солнечные боги Гелиос и Аполлон. Имена хтонических богов — Гермеса, Аида, Персефоны и Геи — также чаще прочих встречаются на дефиксионах (табличках с проклятиями), а Зевс и Рея фигурируют в «Халдейских оракулах».

    С течением времени с Гекатой частично или полностью отождествились некоторые другие богини — такие, как Бримо, Деспония, Энодия, Генетиллида, Котида, Кратеида и Куротрофа. Кроме того, ее стали сближать, а нередко и отождествлять с такими богинями, как Артемида, Селена, Мена, Персефона, Физида, Бендида, Бона Деа, Диана, Эрешкигаль и Исида.

    Нередко Геката ассоциировалась с Гермесом, поскольку из всех представителей мужской части греческого пантеона он был наиболее тесно связан с идеями рубежа и порога. На дефиксионах Гермес Хтоний часто упоминается вместе с Гекатой Хтонией. Статуя Гермеса Пропилейского, стоявшего, по сообщению Павсания, у входа в афинский акрополь, выполняла ту же защитную функцию, что и изображения Гекаты Пропилеи. А в связывающем заклинании из греческого магического папируса имена двух этих божеств даже соединяются в единое имя: «Расставляющая западни, Хозяйка трупов, Гермес, Геката, Гермеката».

    Также в связи с Гекатой в различных сюжетах фигурирует Гелиос. В гомеровом гимне «К Деметре» Гелиос — единственный, кто наряду с Гекатой слышит крик похищаемой Персефоны.

    По числу упоминаний в греческих магических папирусах Гелиос (иногда отождествляемый с Аполлоном) занимает первое место среди богов, а Геката — среди богинь. Кроме того, Гелиос и Геката упоминаются (хотя и по отдельности) в различных источниках как родители волшебниц Кирки и Медеи. По одной из версий, Гелиос был дедом Гекаты, которая, в свою очередь, родила двух упомянутых чародеек.

    Некоторые источники называют Зевса ее отцом. Вдвоем же Зевс и Геката составляют центральную пару божеств «Халдейских оракулов»: Геката выступает как посредница, Сотейра («спасительница»), несущая божественное влияние верховного бога, Зевса, во все миры и всем живым созданиям.

    Иногда Геката отождествляется с матерью чудовищной Скиллы — морской богиней Кратеидой (Кратеей, Кратайей), а иногда и с самой Скиллой. Слияние этих персонажей объясняется, среди прочего, тем, что Кратеида, как и Геката, носила эпитет Скилакагетис («Предводительница собак»).

    Разумеется, эта версия противоречит традиционному представлению о Гекате как о непорочной деве (вспомним, к примеру, что Ликофрон в поэме «Александра» называет ее «девственной дочерью Персея»). Но подобная вариативность только лишний раз подтверждает непредсказуемый, неустойчивый, во всех отношениях пограничный характер Богини.

    История письменных источников, содержащих упоминания и сведения о Гекате, охватывает много более двух тысяч лет.

    п.с. Полная версия доступна на сайте.

    Мои дорогие! Странно получать подобные письма — письма из древности. И тем не менее. Я вас всех очень люблю и бесконечно благодарна вам за то, что вы есть. Вы часто не можете понять, как по мне обращаться и относиться. Ответ прост: как считаете нужным. Для одних из вас я — мать, для других — дочь, для третьих — сестра. И так было всегда. Знаю, что многие из вас обращаются ко мне только, когда нужна защита в дороге. Да, я охраняю путников. Но ко мне можно обращаться и по другим вопросам. Я успокою волнующуюся невесту и беременную женщину. Тёплой вуалью укрою вдову и помогу ей пережить тяжесть утраты. Зовите меня, если не можете что-то понять в ритуалах. Я вам всё объясню. Не бойтесь обращаться ко мне за любой помощью. Помните: Вы не одиноки. Я рядом и всегда помогу и подскажу. С любовью, ваша Геката.
    Автор — Лена Кирсанова

    Славься Геката,
    Свет Несущая,
    Пути Отворящая,
    Многоликая и Многоимянная,
    Владычица всех Подземных и Небесных Миров,
    Ключница Мироздания,
    По всем дорогам смотрящая,
    Любящая и Возлюбленная,
    Королева Всего,
    Та, что была в Началах Всего и пребудет в Конце,
    Та, что Везде и Нигде,
    Всемогущая,
    Вездесущая,
    Всеведущая,
    Слава Тебе,
    Слава Тебе,
    Слава Тебе.

    Автор — Виктор Арадия.

    Геката, когда я сомневаюсь,
    Покажи мне мою силу;
    Когда я ошибаюсь,
    Покажи мне правильный путь;
    Освети перекрестки передо мной,
    Чтобы мог я видеть мой путь.
    Королева Переходов,
    Хранительница Дверей,
    Геката, благослови мои странствия,
    Чрез тьму и рассвет, свет и закат.
    Помоги мне привести к равновесию силы внутри меня самого —
    Свет и Тьму, низменное и высокое.
    Как и монета, не могущая иметь лишь одну сторону,
    Я не цел, когда одно без другого.

    Автор не известен, приписывается древнегреческому культу Гекаты. пер. Лукреция.

    Этот символ довольно прост, он напоминает колесо, сделанное из трезубцев или сенных вил.
    Узор можно нанести на пергамент или выгравировать на металлической пластине. Символ имеет отношение не только к самой Гекате, но и к четырем группам сестер-богинь, женских фигур из греческой мифологии: к Эриниям, Харитам, Мойрам и Горгонам. Чтобы зарядить эту печать, нужно сложить руки в так называемый треугольник манифестации (ладони должны быть обращены к печати, при этом соедините большие и указательные пальцы таким образом, чтобы между ладонями образовалось пространство треугольной формы, через которое можно увидеть предмет, который заряжаете).
    Вот заклинание, предназначенное специально для этого ритуала:

    Приветствую тебя, Геката, владычица мира!
    Приветствую тебя, Энодия, хозяйка троепутия!
    Приветствую тебя, Некуйя, стражница могил!
    Подземная, ночная и инфернальная!
    Я называю тебя тремя твоими тайными именами:
    Эрешкигаль, Неботосоалет, Актиофис.
    О Геката!
    Именем твоим я взываю к Мойрам!
    Всем могущественными Мойрам:
    К Клото, Лахесис и Атропос!
    Заклинаю, ворожу, призываю вас!
    Вы, ткущие, отмеряющие и отрезающие полотно жизни,
    Смилостивьтесь надо мной
    И поверните ход битвы в мою пользу.
    О Геката!
    Именем твоим я взываю к Эриниям!
    Ужасающим существам, рожденным из крови Урана:
    Алекто, Тисифоне и Мегере.
    Заклинаю, ворожу, призываю вас!
    Выйдите из Эреба и защитите носителя этой печати,
    Ниспошлите свой праведный гнев на моих обидчиков!
    Пусть даже имена моих врагов перестанут существовать!
    О Геката!
    Именем твоим я взываю к Горгонам!
    Змеевласым хранительницам тайных перекрестков –
    Эвреале, Сфено, Медузе!
    Заклинаю, ворожу, призываю вас!
    Придите с запада и защитите носителя этой печати,
    Вы, покрытые непроницаемыми чешуйками,
    змеевласые, с руками из желтой меди!
    Отвратите от меня всех злых духов и все злое колдовство,
    Будьте всегда рядом со мной
    О Геката!
    Именем твоим я взываю к Харитам!
    К красавицам, исполняющим свой бесконечный танец на небесах:
    Талии, Евфросинии и Аглае!
    Заклинаю, ворожу, призываю вас!
    Снизойдите со своей поляны и придите
    К Своей колдунье!
    Излечите меня от всего вреда, который причинили мне враги мои,
    И направляйте меня на всех нескончаемых дорогах!
    Геката, у врат стоящая,
    Геката, дарующая свет,
    Геката, приходящая на помощь,
    Защитница, просветительница, вечный ориентир!
    Это твоим именем я взываю к духам
    И прошу их расположения, ярости, защиты и милосердия.
    И твоею волею все это будет сделано.
    Так приветствую тебя, Геката, владычица мира.

    Заклинание это действует по простому алгоритму. Сначала оно взывает к Гекате, как к высшему божеству, а затем уже вызывает других духов. Эти группы духов, каждая из которых состоит из трех сестер, вызываются именно в таком порядке, поскольку это одна из существующих стратегий защиты. Сначала Мойры делают так, чтобы фортуна оказалась благосклонной к сложившейся ситуации. Затем призванные Эринии изгоняют из нашей сферы все зло и негативное влияние. Удостоверившись, что весь негатив обезврежен Эриниями, мы начинаем работать над защитой от будущих атак и взываем к Горгонам.
    И, наконец, в последнюю очередь мы призываем на помощь Харит, способствующих исцелению, и просим их великодушно благословить нас.
    Символ, связанный с этим заклинанием, можно выгравировать на пластине металла, желательно серебра, выжечь на древесине или нанести на пергамент и всегда носить с собой. Также его можно нарисовать на двери в качестве знака защиты или на полу, что станет своеобразным защитным крутом.
    Дейсон Миллер.
    Так-же этот ритуал ходит среди гекатиан.

    Источник статьи: http://vk.com/topic-39588376_34183198

    Богиня геката приснилась

    Войти

    Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

    Геката

    Геката (др.-греч. Ἑκάτη) – древнейшая греческая форма триединой Богини, которая правила небесами, Преисподней и Землей. Геката – греческое имя анатолийской и фракийской богини, впервые упомянутой Гесиодом (ок. 700 г. до н.э). Геката относилась к числу самых древних богинь, что подтверждается весьма туманным представлением о ней древних греков. Она имела множество имен. Некоторые из них, например, Хтония и Урания являлись отголоском тех времен, когда Геката была одновременно богиней хаоса, неба и подземного мира.

    Есть версии, что в ранней эллинской истории Геката была богиней вполне добродетельной, связанной с Луной. Затем эллины, принесшие патриархальный порядок, вытеснили богиню и она стала для них грозной и страшной. Она была известна амазонкам как богиня Черной Луны и повелительница Преисподней.

    Римляне отождествляли Гекату со своей богиней Тривией – «богиней трёх дорог«, так же как и ее греческая аналогия, она имела три головы и три тела. Ее изображение у римлян помещалось на распутье или на перекрестке дорог, где, выкопав глубокой ночью яму, они приносили в жертву щенков.

    Геката в Древней Греции была особенной богиней, ее считали покровительницей мрака, ночных кошмаров и чародейства. Не случайно сами греки ей поклонялись как бы тайком от самих себя. После падения матриархата греки поклонялись ей как одной из цариц Преисподней и повелительнице перекрестков, на которых сходятся три дороги. Ее называли Геката Тривия, Геката Тройная, ее трехголовые статуи стояли на перекрестках, на которых в полнолуние ее поклонники просили у нее белой магии, а в период Черной Луны – черной. Она была «хтонической» богиней, доставшейся в наследство от «войны богов» – «доолимпийского» периода в культуре греков (до победы и вознесения Зевса на гору Олимп). Но власть ее была настолько подавляющей, что она вошла в новый пантеон, и греки знали, что она «вечная как ночь». Для прорицания греки использовали так называемый «круг Гекаты» – золотой шар с сапфиром внутри.

    Несмотря на свой устрашающий облик, Геката была одной из самых почитаемых женщинами богинь. Ей молились при выходе из дома, назначали в честь нее в игры, устраивали посвященные Гекате мистерии и празднества, приносили богатые дары. Празднества в ее честь происходили по ночам при свете факелов. Каждый год на острове Эгина, что в заливе Сароникос, в ее честь отправлялся мистический ритуал. Как Повелительница Дикой Охоты и колдовства, Геката была, прежде всего, женским божеством, к которому можно было обращаться за помощью, но которого следовало опасаться тем, кто нарушал его духовные заповеди.

    С древних времён, чтобы умилостивить и расположить к себе богиню колдовства и повелительницу призраков Гекату, ей оставляют сердца кур и медовые лепешки перед порогом своего дома. Показательно то, что дары ей кладут именно на пороге, ведь дверь является границей, разделяющей мир живых и мир мертвых. И хотя алтарь богине ставится в доме, её не очень хотят приглашать внутрь из-за ее отношения к загробному миру.

    Геката – богиня всех перекрестков, она смотрит сразу в трех направлениях. В древние времена ее трехглавые статуи были установлены на многих пересечениях, фигуры Гекаты с факелами и мечами ставились перед домами, чтобы держать злых духов в страхе. Гекату связывают со многими заклинаниями, жертвованиями и ритуалами.

    В древние времена люди старались умилостивить ее, оставляя сердца кур и медовые лепешки перец своими дверьми. В последний день месяца на перекрестки приносили дары – мед, лук, рыбу и яйца, с жертвами в виде кукол, девочек-младенцев и ягнят женского пола. Колдуны собирались на перекрестках, чтобы засвидетельствовать почтение ей.

    Дневной лик Гекаты: покровительница охоты, пастушества, юношества, общественных занятий, таких как собрания, состязания, судебные прения и военные достижения. Борьба ради борьбы. Здесь она представала как женщина среднего возраста, опытная и мудрая советчица людей (Морена, «Марья искусстница»).

    Ночной лик Гекаты: покровительница мрака, ночи, кошмаров, мести, разврата и колдовства. Прекрасен и устрашающ облик, змеи в волосах. Она охотница (как и дева Артемида – сестра Аполлона и воительница), но ее охота мрачная, ночная, и свора ее гончих псов бежит среди могил и призраков. Именно в этой своей ипостаси она помогала Медее в приготовлении зелий. Ей молились отвергнутые влюбленные и убийцы. Она внушала, как готовить отвары для приворотов и яды («Марья развратница»).

    Третий лик Гекаты: небесная, «Урания Геката» – неодолимая духовная любовь. Она юна и красива той небесной красотой, что не вызывает плотских желаний, а только преклонение и восторг. В этом облике Геката помогает философам, ученым, «выводит души» людей из Царства мертвых к свету и любви («Марья аскетка»).

    Зловещая змееволосая и трёхликая богиня появляется на поверхности земли лишь при лунном свете, с двумя пылающими факелами в руках, в сопровождении черных, как ночь, собак и чудовищ подземного мира. У собак в темноте глаза горят красным отблеском. Возможно, это тени собак, принесенных в жертву Гекате . Также Гекату видят и живые собаки – тогда они начинают скулить и выть. И это признак того, что богиня рядом. На ногах у нее бронзовые кожаные сандалии с бронзовыми нашлепками. Геката – ночная «хтония» и небесная «урания», «непреодолимая» бродит среди могил и выпускает призраки умерших, насылает ужасы и страшные сны, но может и защитить от них и от злых демонов и колдовства. Среди ее постоянных спутников – ужасная Эмпуса, способная менять облик и устрашать запоздалых путников, а так же духи-демоны Керы.

    Бытуют разные легенды о происхождении Гекаты. В одних говорится, что она была дочерью титанов Тартара и Ночи; в других – Персея и Астерии; в третьих – Зевса и Геры. Мифы о Гекате распространились по всему Средиземноморью.

    Гекату также можно считать ночной аналогией Артемиды; она тоже охотница, но ее охота – это мрачная ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней. Геката также близка Деметре – жизненной силе земли. В образе Гекаты тесно переплетаются демонические черты доолимпийского божества, связывающие два мира — живой и мертвый. Она – мрак и вместе с тем лунная богиня, близкая Артемиде и Селене.

    Существует две Луны. Считается, что они существуют, но не видны человеческому глазу. Одна из них – Белая. Она обращается за 28 дней вокруг Земли. Приносит удачу, благосостояние, благословение, радость. Черная Луна обращается вокруг Земли за 29 дней и несет воздаяние. В индийской мифологии Гекате соответствует Богиня Кали – Богиня времени, разрушения и трансформации. Длительный период времени, в который попали и наши жизни называется Кали Юга, т.е. ему покровительствует именно Геката. Белая Луна – это символ женщины-хозяйки, у которой столы ломятся от яств, шерудят здоровые и счастливые дети, дом увит виноградом. Одним словом – женщина, создающая простое и красивое земное счастье. Черной Луной становится эта женщина, когда ее детям и добропорядочному дому грозит опасность и она превращается в защитницу. Главная задача Гекаты – защитить дом, увитый виноградом, от темных сил. Считается, что Геката может разрушить призраков ночи, вампиров и даже демонов.

    Символы Гекаты: котел, собаки и ключи.
    Дни Гекаты: 9, 15, 23, 29.

    Источник статьи: http://proklarush.livejournal.com/9258.html

    Знакомство со Столикой Гекатой, чёрным огнём и солнцем мёртвых

    Светоносная по своей сути, Геката — одна из богинь, чьи лики и ипостаси выхватываются из темноты по частям и принимаются за целое. На сегодняшний день явно ощущается положительный сдвиг в её восприятии, однако она ещё слишком часто представлена или в демонизированном и ослабленном варианте, характерном для отголосков христианской ментальности, или же в не менее ослабленном, искажённом и расщеплённом варианте Роберта Грейвса. Тот в своей «Белой богине» соотносил её исключительно с убывающей, ущербной Луной и отводил ей место Старухи (используемое им слово Crone – даже не про старость как опыт, а обозначает именно старуху как старую каргу) в составе Триединой богини.

    Но именно сейчас, в последние годы, то тут, то там, у совершенно разных людей, не связанных между собой и относящихся к разным традициям, возникают идеи о том, что она есть нечто иное, инаковое, целостное и светоносное.

    Написание этого текста – попытка объединить разноплановую информацию о богине в нечто достаточно комплексное и актуальное для современного дискурса, объединяющее разные подходы и традиции. Изучение античных источников не было основной целью, однако во многом они будут браться точкой отсчёта, и на протяжении всего текста будут приводиться переводы эпитетов из «Греческих магических папирусов».

    Это не истина, но одна из карт. Возможно, для вас она будет удобна в использовании. А может, и нет.

    large‑2

    hct_tal1

    Ha-Nbz-3_B3fuLWUujMBVKm7BKHvzJ03NOrurCxj0NkpE71JbRZKYmL4U9iKCTQe5VtLO9foRzY4qWvrn-3pCXJVNT6zncGXw7xTArKAHD8

    cavern_by_talonabraxas-d4rfmaa

    alEyD2ia5rWByPlrXNkW9911FcDzjk-Y9jesjHIbxg4twwBe3xD7yb9kEtdBfNTOvld2-QXia5-6BHWDvgEjMkXkNUL-3md7yGjGsuGn-Bo

    alEyD2ia5rWByPlrXNkW9911FcDzjk-Y9jesjHIbxg4twwBe3xD7yb9kEtdBfNTOvld2-QXia5-6BHWDvgEjMjLY9Nyx602vwNjLCjAjP3Y

    alEyD2ia5rWByPlrXNkW9911FcDzjk-Y9jesjHIbxg4twwBe3xD7yb9kEtdBfNTO_jcxN41ImLqCUKg54RH7MOy9OLpYjuk6TUshC2sGKoc

    info heading

    Самое древнее описание Гекаты из сохранившихся античных первоисточников находится в «Теогонии» Гесиода (VII век до н.э.):

    …Гекату, – её перед всеми
    Зевс отличил Громовержец и славный удел даровал ей:
    Править судьбою земли и бесплодно-пустынного моря.
    Был ей и звёздным Ураном почётный удел предоставлен,
    Более всех почитают её и бессмертные боги.

    Гекате приносились жертвы во время афинского праздника Фесмофории, а также на военных играх, предварявших Элевсинские мистерии. Храмы Гекаты стояли в Милете, Аргосе, Элевсинах, Эгине и Афинах, изваяния до сих пор обнаруживаются по всей Греции. Известен, например, классический орфический гимн ей:

    Εἰνοδίην Ἑκάτην κλῄιζω, τριοδῖτιν, ἐραννήν,
    οὐρανίαν χθονίαν τε καὶ εἰναλίαν, κροκόπεπλον,
    τυμβιδίαν, ψυχαῖς νεκύων μέτα βακχεύουσαν,
    Περσείαν, φιλέρημον, ἀγαλλομένην ἐλάφοισι,
    νυκτερίαν, σκυλακῖτιν, ἀμαιμάκετον βασίλειαν,
    θηρόβρομον, ἄζωστον, ἀπρόσμαχον εἶδος ἔχουσαν,
    ταυροπόλον, παντὸς κόσμου κληιδοῦχον ἄνασσαν,
    ἡγεμόνην, νύμφην, κουροτρόφον, οὐρεσιφοῖτιν,
    λισσόμενοις κούρην τελεταῖς ὁσίαισι παρεῖναι
    βουκόλωι εὐμενέουσαν ἀεὶ κεχαρηότι θυμῶι.

    Кличу Гекату, Энодию кличу тройных перепутий,
    Неба, земли и пучины морской желторизную кличу,
    Ты на погосте, Персейя, вакхуешь меж душами мёртвых,
    Радуют сердце твоё, о Отшельница, сонмы оленей,
    Гончие стаи, Ночная, Царица – всегда побеждаешь,
    Звероголосая, пояс не носишь, твой Лик бесподобен,
    Ключница космоса, правишь рогатых стадами, Анасса,
    Ты – Госпожа, ты – Невеста, питаешь детей, и по кручам
    Рыщешь. Молю, снизойди на обряды священные, Дева,
    Благослови Волопасов и жертвы прими благосклонно

    Шли годы и столетия, а влияние Гекаты сохранялось и после распространения христианства. В трактате III века н.э. «Философумена» находим такое воззвание:

    Подземная, земная и небесная — приди, о Бомбó!
    Придорожная, троепутная, светоносная, ночная скиталица,
    Ненавистница света, ночи же подруга и спутница,
    Радующаяся собачьему лаю и крови багряной,
    Воистину, с мертвецами ходящая среди могил умерших,
    Крови жаждущая, страх смертным несущая,
    Горгó, и Мормó, и Мэ́нэ, и Многоóбразная.
    Милостиво приди к нашим жертвоприношениям!

    В IV веке н.э. почитателем Гекаты являлся император Юлиан Отступник. К культу его приобщил в Афинах философ-неоплатоник Максим Эфесский, после чего император предпринял последнюю попытку реставрации язычества. Максиму он писал:

    Мы служим богам открыто, сопутствующее мне войско предано их культу. Мы публично приносим в жертву быков и многими гекатомбами воздаём богам благодарность.

    Во времена Средневековья и эпохи Возрождения образ Гекаты бледнеет и теряется. Корнелий Агриппа уже не рассматривает её как глобальную силу, а упоминает в связи с изготовлением благовония из сомнительной смеси руты, толчёных ящериц, мирры, камеди и ладана («Оккультная философия», книга 3, 1533 г.). Шекспир в трагедии «Макбет» изображает её просто как покровительницу ведьм и злокозненного колдовства. В глазах человечества она такой и останется ещё на много лет.

    В 1773 г. был найден коптский перевод утерянного трактата «Пистис София» (предположительно II—V вв н.э.), в котором Геката описывается в искажённом христианском понимании:

    Третий чин называется Геката Трёхликая, но есть двадцать семь других Демонов под её властью, и они суть те, кто входят в людей и вынуждают их на лживые обеты и обман и любовь к тому, что не (принадлежит) им. Души же, которые Геката, исторгнув, унесёт, она предаёт своим Демонам, которые под ней, для того, чтобы они мучили их её Тёмным Огнём и её Злым Огнём, между тем они (души) будут изрядно теснимы демонами. И они пребывают сто пять лет и шесть месяцев, караемые её злыми карами; они же начинают уничтожаться и гибнуть. И после этого, когда Сфера поворачивается и следует Малый Саваоф, Добрый, что от Середины, которого зовут в мире Зевсом, и он следует в Восьмой Эон Сферы, который называется Скорпионом, и когда следует Бубастис, которая зовётся Афродитой, и она следует во Второй Эон Сферы, который зовётся Тельцом, то раздвигаются Покровы между теми, что от Левой (Части), и теми, что от Правой (Части), и взирает из Вышины Зорокофора Мелхиседек, а мир и горы движутся, и Архонты трепещут, а он взирает на все Места Гекаты, поэтому её Места растворяются и гибнут. И все души, пребывающие в наказаниях её, уносят и снова бросают в Сферу, потому что они были загублены в огне её наказаний.

    Пожалуй, единственное соответствие изначальной Гекате лежит в образе Тёмного Огня. Интересно, что по каббалистической традиции «чёрный огонь» и «чёрный свет» являются не чем-то негативным, но необходимыми условиями для распространения «белого света» (о роли Гекаты как несущей свет будет подробно рассказано ниже):

    [Тьма] — это чёрный огонь, и цвет её сильный. Есть ещё красный огонь, сильный в своей видимости, жёлтый огонь, сильный в своей форме, и белый огонь, который включает всё. [Тьма] сильнее всех других огней и именно она взошла над [безвидностью] (Извлечения из книги «Зоар» в переводе Анри Волохонского).

    Ибо верхний мир не побуждается к действию, пока не получает призыва из нижнего мира. Первым примером этого явления служит тот чёрный свет, который не прежде улавливается белым светом, чем сам начинает устанавливаться; когда же это происходит, белый свет располагается на нём.

    Тут стоит вспомнить о «чёрном свете» суфизма, которому Ангри Корбен посвятил главу в книге «Световой человек в иранском суфизме». Там он пишет:

    Измерение сверхсознания возвещается чёрным светом, соответствующим… высшему этапу духовного становления, у Симнани он знаменует самый опасный отрезок инициатического пути, непосредственно предшествующей последней теофании. Вышняя тьма – это чернота стратосферы, межзвёздного пространства… она соответствует свету Божественной Самости, чёрному свету, скрытого сокровища.

    Демонизированный и ослабленный вариант Гекаты — лишь часть её хтонического лика. К сожалению, в русскоязычном пространстве транслируется именно такой образ богини. Он сформировался на базе советской литературы — например, Николай Кун пишет в книге «Легенды и мифы Древней Греции»:

    Над всеми привидениями и чудовищами властвует великая богиня Геката. Три тела и три головы у неё. Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по дорогам и у могил со всей своей ужасной свитой, окружённая стигийскими собаками. Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Гекату призывают как помощницу в колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовства для тех, которые чтут её и приносят ей на распутьях, где расходятся три дороги, в жертву собак…

    В ХХ веке также появилась версия о том, что Геката эволюционировала в Греции от египетской богини Хекат/Хект/Хекет (др.—ег. ḥqt), которая была связана с ежегодными разливами Нила и являлась богиней влаги и дождя, а так как полноводие реки означало плодородный период, то и деторождения. Акушерки называли себя «служительницами Хекат». На фреске храма Исиды на острове Филы сохранилось изображение Хекат, которая сидит у гончарного круга Хнума и вдыхает жизнь в фигурки людей, сделанные им из священной глины.

    Версии о происхождении Гекаты от Хекат придерживался, например, Кеннет Грант (также ему принадлежит работа «Источник Гекаты», которая, собственно, вовсе не о Гекате как таковой) в своей книге «Вне кругов времени» (1980 г.):

    Имя лягушки – Хект, от него происходит египетский оригинал греческой Гекаты. Богиня с головой лягушки является одним из основных тотемов Драконианского Культа. Это не только символ преобразования от водного (астрального) существования в землю, или плоть, это также символ Прыгунов, которые «перепрыгивают» пути на обратной стороне Древа Жизни. Но, самое главное, Геката – это эквивалент числа 100, Коф (qoph), символ сексуальной магии в её лунной фазе и Koph, дочь, которая овеществляет с помощью тайного глаза её сексуальную Луну. Таким образом, Богиня-Лягушка является глифом Коф Ниа, Глаза Проявления Обратных Путей и, как таковая, воплощает Ма Ион или Эон Маат, намеченный в «Книге Закона».

    Схожесть звучания имён этих богинь очевидна, однако некоторые прочие параллели сомнительны. Ряд комментаторов связывает водное начало Хекат/Хект именно с лунарной сутью, т.к. Луна управляет приливами и отливами (но при этом водный аспект Хекат акцентируется не на них, а на разливе Нила и смене времён года, что ближе к функциям Деметры). Тем не менее можно упомянуть, что в «Греческих магических папирусах» и у Гекаты есть такие эпитеты, как λοχιάςЛохиас – «Разрешающая от бремени (родов)» и φροῦνεФруне – «Жаба», «Лягушка», что соответствует египетской Хекат.

    В настоящее время Гекату почитают в рамках самых разных традиций, начиная от церемониальной магии и заканчивая виккой. Если рассматривать последнюю, то у Роберта Грейвса Геката соответствует лику Старухи в составе Триединой Богини (Селена-Артемида-Геката), а у Дианы Конуэй триада меняется и превращается в Персефону-Деметру-Гекату, с Гекатой всё в той же роли Старухи. Однако в античных источниках у неё в принципе нет эпитетов, соотносящих её со Старухой. Она может быть ужасной, гневной, несущей смерть (однако не будучи сама пассивно увядающей), но при этом же часто она изображается молодой и прекрасной.

    Из значимых зарубежных работ стоит выделить книгу «Геката: пограничные обряды» современных британских авторов Сориты д’Эсте и Дэвида Рэнкайна.

    Ещё смелее, чем Грант, к образу Гекаты подходит Марк Алан Смит в книге «Королева ада» (на русский не переведена). Он называет её «той, что создала Люцифера», «Тёмной богиней из изначальной пустоты», а также располагает за клипой Таумиэль то, что он зовёт Троном Гекаты. Можно сказать, что Алан Смит был определённо очарован богиней и в своей картине мира вернул ей былую значимость, пусть и крайне специфично.

    Хотя его предположение о месте Гекаты на Древе Жизни слишком смелое, сам вопрос остаётся актуальным. На данный момент распространены следующие соответствия: «Если смотреть по Древу Жизни, Гекату можно отнести: к Бине как Великой Матери («Действенный дар жизненосного Пламени, что наполняет также Гекаты [таинственной] животворящее лоно…», – «Халдейские Оракулы»), к Йесод как Луне и Малкут как дочери – природа в оракулах ассоциируется с Гекатой».

    Однако если обратиться к античным материалам, например, «Халдейским оракулам», то мы найдём описание сути Гекаты как самого движения эманаций по Древу Жизни.

    50. Отчие центр и средина доверены [власти] Гекаты.
    51. Правая ведь сторона из частиц в пустоте производит каплю души порождающей, животворящую вкупе свет и огонь, и эфир, и само [бесконечное] небо.
    52. В левом пределе Гекаты начало берёт добродетель, коя в себе остаётся цела и невинность не бросит.
    53. …с замыслом Отчим в согласии, я – душа – растекаюсь теплом, оживляя весь космос.

    Если проводить параллели с конкретными сфирами, то к Бине будет относиться скорее часть «капля души порождающей», а «добродетель» больше похожа уже на дальнейшее движение к правой колонне Древа Жизни. На это же указывают и наличие центра, правого и левого пределов, а не ограниченность каким-то одним из них. Также на многих изображениях Гекаты присутствует венец/корона (с остроконечными элементами, напоминающими звёздные лучи, а не классический лавровый венок, столь типичный для Греции), которую в каббалистическом аспекте можно трактовать также как её связь с Кетер. О связи Гекаты с венцом/короной в IV веке н.э. пишет Дамаский в своем труде «О первых началах»:

    Действительно, всякое начальствование соответст­вует частному истоку; потому начальствующая Геката, как говорят, проистекает от венца, подобно тому, как начальствующие жизнь и доб­родетель – от частных истоков, соответствующих поясу.

    В других своих трудах (в частности, приведена цитата из «Комментария к «Пармениду» Платона». II.2.2.6.11. Ответ на одиннадцатый вопрос) Дамаский пишет о связи Гекаты сразу с обоими началами:

    Ведь если один космос единожды нерасчленим, неделим и представляет собой всего лишь единое, а другой дважды многоделим и оказывается беспредельным множеством, при том, что, конечно же образуется из подлинно умных предметов; то очевидно, что и срединная божественность оказывается целостностью, причём не остающейся нераздельной, но и не разделённой до конца.

    Итак, первый отец лишь один, а третий производит в самом себе неисчислимые частные истоки. Посередине же находится Геката, в соединении с Единожды Потусторонним однородная, а вместе с Дважды Потусторонним; многочастная.

    Ряд авторов, ссылаясь на «Халдейские оракулы», наделяют Гекату не просто местом в тройке, но основной ролью. Порфирий пишет:

    …той [чистой] сути, что превосходит прочие силы этого тройственного чина животворения, сообразна власть Гекаты; средней силе, порождающей монады, – власть души, а круговращению умных сил – власть Добродетели.

    Также Геката играла роль несущего свет божества в Элевсинских, Самофракийских и других мистериях: в посвящении, включавшем в себя нисхождение в Подземный мир, она вела за собой не мертвецов, а соискателя.

    О её уникальном положении среди греческих богов говорит и Гесиод в уже упомянутой «Теогонии». Ниже приведен отрывок в переводе В.В. Вересаева:

    …Гекату, – её перед всеми
    Зевс отличил Громовержец и славный удел даровал ей:
    Править судьбою земли и бесплодно-пустынного моря.
    Был ей и звёздным Ураном почётный удел предоставлен,
    Более всех почитают её и бессмертные боги.
    Ибо и ныне, когда кто-нибудь из людей земнородных,
    Жертвы свои принося по закону, о милости молит,
    То призывает Гекату: большую он честь получает
    Очень легко, раз молитва его принята благосклонно.
    Шлёт и богатство богиня ему: велика её сила.
    Долю имеет Геката во всяком почётном уделе
    Тех, кто от Геи-Земли родился и от Неба-Урана,
    Не причинил ей насилья Кронид и не отнял обратно,
    Что от Титанов, от прежних богов, получила богиня.
    Всё сохранилось за ней, что при первом разделе на долю
    Выпало ей из даров на земле, и на небе, и в море.
    Чести не меньше она, как единая дочь, получает, —
    Даже и больше ещё: глубоко она чтима Кронидом.

    Особенно удивительна подобная власть для богини, не входящей в число ключевых богов-олимпийцев. И эта значимость – не единичный момент: в гимне Прокла Диадоха, написанном на тысячу лет позднее и датируемом III веком н.э., говорится:

    Радуйся, матерь богов многославная, с добрым потомством!
    Радуйся, ты, о Геката преддверная, мощная силой!
    Радуйся, сам Иан прародитель, Зевс негубимый!
    Радуйся, вышний Зевс! О, даруйте мне полную блага
    Светлую жизни тропу и злые недуги гоните
    Прочь от тела, а душу к себе привлеките, очистив
    Ум пробуждающим действом от страстных земных искушений!
    О, умоляю, подайте мне руку, стезю укажите
    Богоизбранную мне, я желаю того! Да узреть мне
    Свет драгоценный, рождений же чёрного зла да избегнуть!
    О, умоляю, подайте мне руку, повейте мне ветром,
    Что в благочестия гавань доставит страдавшего много.
    Радуйся, матерь богов многославная, с добрым потомством!
    Радуйся ты, о Геката преддверная, мощная силой!
    Радуйся, сам Иан прародитель, о Зевс высочайший!

    Выбор светоносных богов, скорее всего, продиктован местом Гекаты в «Халдейских оракулах». Кроме того, заметны в приведённом отрывке и параллели между богом-демиургом оттуда же и Зевсом (согласно орфическим воззрениям, Зевс поглотил мощь Фанета и сотворил мир).

    Ещё более занимательное мы обнаружим на геммах. На талисмане, находящемся в коллекции Британского музея и датированном V веком н.э., на одной стороне изображён Абраксас, а на другой Геката:

    И это не единственная гемма, где Абраксас и Геката находятся вместе. Вот бронзовый образец IV века н.э., снова из коллекции Британского музея:

    Также в Национальном археологическом музее Неаполя имеется подобное изображение из сердолика, предположительно постантичного периода:

    Их систематическое соседство может говорить о наличии связи, описанной в «Халдейских оракулах». Если Абраксас является суммой всего, в том числе и света, то Геката может выступать связанным с ним проводником света. Либо можно рассматривать их в ключе определённого сходства, ведь Геката тоже «подземная, земная и небесная» (некоторые историки рассматривают змеиные ноги Абраксаса как связь с подземным миром, тело как связь с земным, а птичью голову – с небесным), и Абраксас часто держит в руке не меч, а кнут. Можно проводить соответствия и дальше.

    У Карла Густава Юнга в «Семи проповедях к мёртвым» есть следующие строчки об Абраксасе:

    Что говорит Бог-Солнце, есть жизнь,
    что говорит Дьявол, есть Смерть.
    Абраксас же говорит слово досточтенное и проклятое, что есть равно жизнь и смерть.
    Абраксас творит истину и ложь, добро и зло, свет и тьму в том же слове и в том же деянии. Оттого Абраксас грозен.
    Он великолепен подобно льву во мгновение, когда тот повергает ниц свою жертву. Он прекрасен, как день весны.

    Геката тоже ΒριμώБримо – «Ужасная» и δασπλῆτιςДасплетис – «Грозная», «Страшная». В античных литературных источниках имя Бримо как эпитет Гекаты встречается у Аполлония Родосского («Аргонавтика», III.861—862, 1211) и у Ликофрона («Александра», 1176), в сатирическом диалоге Лукиана («Менипп, или Путешествие в подземное царство»), а также в одной из элегий Проперция (II.II.11).

    К слову о львах. Именно со львом Геката изображена на гематитовой гемме 2‑й половины II века н.э. или 1‑й половины III века н.э., находящейся в венском Художественно-историческом музее:

    Также одним из эпитетов Гекаты является χαροπήХаропэ – непереводимый, традиционно связанный со львами эпитет. Перевод варьируется от «Косматогривая» до «с коричневыми/сверкающими/свирепыми глазами».

    Однако вернёмся к образу Абраксаса у Юнга. Далее читаем:

    Он господин жаб и лягушек, в воде обитающих и на сушу выходящих, ополудни и ополуночи поющих хором.
    Он есть Наполненное, что воссоединяется с Пустым.
    Он есть святое совокупление.
    Он есть любовь и её умерщвление.
    Он есть святой и предающий святого.
    Он есть светлейший свет дня и глубочайшая ночь безумства.

    Эпитет Гекаты φροῦνεФруне – «Жаба», «Лягушка» уже был упомянут выше. Стоит заметить, что также Геката одновременно является:

    σώτειραСотейра – «Спасительница», ἐρωτοτόκειαЭрототокейя – «Подательница любви» и καρδιόδαιτεКаридиодайтэ – «Пожирающая сердца»;
    πυρίβουλεПюрибулэ – «Огненная мысль» и οἰστροπλάνειαОйстропленейя – «Ввергающая в безумие»;
    μάκαιραМакайра – «Благая» и ὀλέτιςОлетис – «Губительница»;
    λιπαροπλόκαμεЛипароплокамэ – «Сплетённая из сияния» и μελανείμωνМеланеймон – «Покрытая чёрным».

    В своём светоносном значении Геката имеет сходство с ещё одним персонажем. И Геката, и Люцифер наделяются общим эпитетом: φωσφόρος (Фосфорос): «светоносный, лучезарный, сияющий».

    Люцифер – и «несущий свет», и «пал с неба, как молния». В последнем можно увидеть параллель с нисхождением света по Древу Жизни, к которому Геката имеет прямое отношение. В «Халдейских оракулах» были обозначены некие «правый предел, левый предел и центр», и движение по ним может проходить аналогично Пути Молнии по Древу Жизни. Под Путём Молнии понимается быстрый путь от Кетер до Малкут с последовательным прохождением находящихся между ними сфир по путям, соединяющим их друг с другом. То есть Путь Молнии включает в себя только девять путей, а не все двадцать два.

    Элифас Леви пишет: «О Люцифер! Ты падаешь, чтобы подняться, ты вкушаешь смерть для того, чтобы лучше познать жизнь». Геката тоже связана с движением вниз и вверх, суммой восходящего и нисходящего потоков, она также одновременно небесная и хтоническая.

    В «Греческих магических папирусах» мы находим множество «светоносных» эпитетов Гекаты кроме φωσφόρα: πυρίβουλεПюрибулэ – «Огненная мысль», ἀγλαήАглаэ – «Сияющая»; φαεννώФаэнно – «Сверкающая». Также есть неоднократные указания именно на помощь в познании: δείχτειραДейхтейра – «Указующая», «Открывающая», φαεσίμβροτεФаэсимбротэ – «Сияющая для смертных» и др.

    Плутарх в «Исиде и Осирисе» в главе 71 также пишет:

    …как сказал Эврипид: «Ты станешь собакой — кумиром светоносной Гекаты».

    Один из эпитетов Гекаты – Дадофора (Факелоносица).

    Примерно с середины XIX века факел всё чаще напрямую изображается на эмблемах и печатях просветительных учреждений. В ХХ веке в СССР, например, факел присутствовал на эмблемах общества «Знание», издательства «Мысль», а также на такой популярной книжной серии, как «Жизнь замечательных людей».

    На данный момент факел в своём просветительском аспекте присутствует также на символике «Великой церкви Люцифера» в США.

    На основании рассмотренных источников может возникнуть кажущееся противоречие: с одной стороны, Геката – «ночная скиталица, ненавистница света, ночи же подруга и спутница», с другой – «светоносная». Притом и то, и другое – не просто относится к Гекате, но стоит рядом в одном и том же коротком воззвании (см. инвокацию, приведённую в «Философумене»). В этом моменте также выражается её связь с Луной. Если Солнце светит, разгоняя тьму вокруг себя, то Луна умеет одновременно и отражать тот же самый солнечный свет, и самой при этом находиться во тьме, транслировать свет туда, куда без её участия он не попал бы. Само Солнце не совершает нисхождения, для его слишком бескомпромиссного и яркого света нужен проводник.

    «Луна – это Солнце мёртвых», – не раз звучавшая то тут, то там идея, суть которой мы склоняемся трактовать двумя образами:

    1. Нисходящий поток: Луна как посредник и отражатель света солнечного в ночной/теневой мир, туда, куда он не дошёл бы без её участия.

    2. Восходящий поток: Луна как источник «света с той стороны», идущего из коллективного бессознательного, где говорит в том числе сумма умерших.

    Нисхождение в подземное царство совершали многие богини из разных пантеонов — обычно их принуждали к этому или же увлекали внешние обстоятельства. Однако только Геката и ещё горстка богинь способны были передвигаться между мирами добровольно и легко, исключительно по собственному желанию и без посредников, не совершая фатальной ошибки, не подвергаясь изгнанию, не попадая в плен.

    Также Геката играет роль в истории и другой богини, совершившей спуск в царство теней. Она единственная, кто слышит крик похищенной Коры и сообщает об этом Деметре. Она же предлагает пойти к Гелиосу, который наверняка видел похитителя (то есть выступает посредником для света Солнца).

    Миф о Коре-Персефоне и Аиде имеет несколько пластов. Во-первых, это история трансформации девушки в женщину. Изначально Кора как невинная дева была похищена Аидом, однако опыт, полученный ей во время пребывания в подземном царстве, преобразил её и раскрыл её возможности. Персефона в качестве взрослой женщины приняла дар мира мёртвых и его знания. В Аиде она выступает полноправной правительницей, вершительницей правосудия, может иметь любовников и отпускать в виде исключения мертвецов (как в случае с Орфеем и Эвридикой).

    Какую роль в этом играет Геката? В отличие от Аида (хтонического анимуса по Юнгу) она не инициатор и не активный участник трансформации опыта Коры-Персефоны, зато именно она закрепляет это превращение. Это с её помощью Кора-Персефона перемещается между мирами, так что Геката обеспечивает стабильность её новой роли.

    Также именно Геката сопровождает Кору вниз, где та становится Персефоной, превращаясь из девы в женщину. Кора познаёт любовь, совершает выбор, уходит из-под влияния матери, получает силу и власть над судьбами людей, а также познаёт тайны жизни и смерти. В конце концов, она познаёт саму себя – в том числе свои тёмные стороны, своё бессознательное.

    Когда Геката сопровождает Персефону наверх, она способствует обновлению и очищению с сохранением вечного цикла зрелости и юности в обход старости. Получается, что избежать старения и сохранить вечную лёгкость юности можно только циклически проходя через хтонический пласт, через смерть и тьму, через отмирание излишнего и наносного — «дневного».

    Умри до того, как умер, и тогда ты не умрёшь, когда придёт время смерти.

    Ангелус Силезиус, «Паломник Херувимов», 1674 г.

    Описанное выше – ещё один аспект уроборической цикличной сути Гекаты. Смерть в этом цикле – не финал, не территория, не конечный пункт, а только часть пути к обновлению. По-настоящему мертва лишь полная статика, холод абсолютного нуля. Пока есть движение, есть жизнь.

    Сравнивая хтонические мотивы в образах Персефоны и Гекаты, можно вспомнить средневековый сюжет «Смерть и Дева», который принято рассматривать как частный случай сюжета «Пляска Смерти». Однако если во время danse macabre мёртвые просто увлекают живых за собой, перемешиваясь с ними, то в «Смерти и Деве» явно прослеживается уже тема союза Эроса и Танатоса. Даже на достаточно ранних работах, таких как гравюра Бартеля Бехама «Спящая девушка и смерть», созданная в 1540г, мы можем наблюдать явную эротическую окраску происходящего:

    Источник статьи: http://katab.asia/2019/08/12/hecate/


  • Adblock
    detector