Богородица приснилась тамерлану



ЯВЛЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ТАМЕРЛАНУ

Немного ранее, в 1391 году, борьба между Тохтамышем и Тимуром вступила в решающую стадию.
Открытый конфликт между Тохтамышем и Тимуром начался через четыре года после, как Тохтамыш захватил Москву. Однако разногласия этих двух правителей стали очевидны гораздо раньше.
Хотя Тохтамыш был обязан Тамерлану своими первыми успехами, после победы над Русью он стал (со своей точки зрения) более могущественным властелином, чем Тамерлан и повел себя как независимый хан.

Двумя основными регионами, оспариваемыми Золотой Ордой (Тохтамыш) и среднеазиатской империей (Тамерлан) являлись Хорезм в Центральной Азии и Азербайджан в Закавказье. Оба были автономны, когда между Тамерланом и Тохтамышем начался конфликт.


Сретение Владимирской иконы Божией матери на Кучковом поле

[ Дальше. ]
Тимур решил пойти за своим противником в его собственные владения. В феврале 1391 года после тщательной подготовки он сосредоточил огромную армию (до 200 000 человек) на Сырдарье и собрал курултай, который одобрил его планы.

Армия, которую Тимур вел, была страшной военной машиной того времени, доведенной до совершенства. Ее организация и вооружение основывалась на лучших монгольских военных традициях, и на собственном опыте Тимура. Следуя основным принципам десятичной системы военной организации и жесткой дисциплины, заложенными Чингисханом, Тимур ввел много нового в стратегию и в тактику ведения боя.

Среди прочего, он отвел важную роль пехоте: его пешие воины могли выдерживать атаки конницы, на поле битвы его пехота была хорошо защищена окопами, закрытыми огромными щитами. Армия состояла из семи соединений, два из которых составляли резерв, который главнокомандующий мог бросить в любом направлении в зависимости от хода сражения, чтобы поддержать или центр, или фланг. Центр в этой новой армии был намного мощнее, чем в старых монгольских армиях, и даже чем в прежних собственных армиях Тимура.


Владимирская икона Божией Матери

Войска Тохтамыша постоянно отступали, пытаясь избежать решительного сражения, однако на Средней Волге, в районе Самары, войска Тимура настигли лагерь своего врага, и Тохтамыш вынужден был принять сражение 18 июня 1391.

Эта битва была действительно велика по масштабу и значительна по последствиям. Точное количество участвовавших в битве воинов доподлинно неизвестно, но по косвенным данным можно говорить примерно о 200 000 с каждой стороны. Это максимальная цифра численности войск. А большинство исследователей сходятся в том, что войско Тохтамыша было несколько больше армии Тамерлана. Так, самарский краевед Анатолий Стегалин приводит следующие цифры: Тохтамыш — около 150 000 воинов, Тамерлан — 120 000.

Местом битвы в источниках упоминается река Кундузча. Она достаточно длинная, но мест, где могли бы расположится две огромные армии, не так много. Кроме того, когда войска Тохтамыша совершают обходной маневр, в источниках упоминается некая Черная река. Вероятнее всего, так был назван Сок. Но точных подтверждений этому нет.


Борьба Тимура с Тохтамышем. Миниатюра лицевого летописного свода. XVI в.

Идентифицировать точное место битвы трудно еще по той причине, что кроме трупов на поле битвы ничего не оставалось. Все доспехи, всё оружие вплоть до наконечников стрел собирались в качестве трофеев. По той же причине до сих пор не найдено точное место Куликовской битвы.

Кровавая битва закончилась полным разгромом армии Тохтамыша. Сам Тохтамыш бежал с небольшой свитой. Победители захватили огромную добычу и к концу года Тимур с триумфом вернулся в свою столицу Самарканд.


Хан Тохтамыш

Скоро стало ясно, что Тимур недооценил личность и возможности Тохтамыша. Хотя он потерял всю восточную часть улуса Джучи (на восток от Яика), он еще контролировал собственно Золотую Орду. Большая часть золотоордынских князей и знати сохраняла верность своему хану. Многое зависело от отношения Москвы и Литвы к хану. Чтобы сохранить на своей стороне Москву, Тохтамыш был вынужден коренным образом изменить свою политику относительно Руси.

Он перестал поддерживать равновесие между четырьмя русскими великими княжествами, теперь свой единственный шанс сохранить власть над Восточной Русью он видел в уступках самому сильному княжеству – московскому. Великий князь Василий появился в лагере Тохтамыша, одарил хана и его знать, после чего получил ярлык на нижегородский стол. Кроме Нижнего Новгорода хан отдал ему уделы Городецкий, Мещерский и Тарусский. Москва была теперь сильнее, чем когда-либо, кроме того, был сделан важный шаг к объединению Восточной Руси.


Тимур на троне.С персидской миниатюры.

Осенью 1394 года войска Тохтамыша начали ограниченное наступление на Кавказе, миновали Дербент и появились в районе Ширвана, разоряя все на своем пути. Узнав об этом, Тимур отправил посла, требуя, чтобы Тохтамыш отвел войска и признал себя его вассалом. Тохтамыш отказался, так что окончательная схватка между двумя правителями стала неизбежной.

В феврале 1395 года Тимур выступил на север: из Закавказья в Дагестан по западному берегу Каспийского моря. В апреле его армия развернула укрепленный лагерь в долине реки Терек, откуда были видны основные силы Тохтамыша. Бой состоялся 15 апреля. В результате ожесточенного сражения воины Тимура разгромили армию Тохтамыша.


Тимур в золотом шлеме. Миниатюра. XIII в.

Тимур вернулся на западный берег Волги и подавил отдельные выступления эмиров Тохтамыша на Нижнем Дону.
Затем, дав войскам непродолжительный отдых, он начал новый поход – на этот раз против Руси. Его армия пошла на север по течению Дона двумя колоннами: одна – степями восточнее реки, другая – по западной стороне. В июле обе колонны достигли южных рубежей Рязанского княжества.

Западная колонна под личным командованием Тимура штурмом взяла Елец. Елецкий князь попал в плен, а жители города были убиты или уведены в рабство. После захвата Ельца Тимур развернул там свой лагерь, позволяя войскам грабить окрестные земли. По всей видимости, он заслал на север своих разведчиков и ждал их донесений.


Елец. Вид на город с горы Аргамач. Тамерлан, конечно, видел на этом месте другое. Церкви на снимке поздние. Большая вдали -Воскресенский собор, ближе к нам -Введенская церковь.

Весть о том, что полчища грозного завоевателя подошли к границам Руси, привели в страх и трепет русский народ. Великий князь Василий, поддерживаемый мужественной матерью, проявил твердость духа, собрал войско и вышел навстречу врагу. В начале августа Великий князь Василий сосредоточил главные силы в Коломне: здесь, на берегу Оки, русские полки остановились в ожидании неприятеля.

В Москве оставался гарнизон под командованием князя Владимира Серпуховского, героя битвы на Куликовом поле. Но что могла сделать эта малая дружина перед полчищами непобедимого завоевателя, утверждавшего, что вся вселенная не достойна иметь двух правителей?

Великий князь ясно понимал, что с человеческой точки зрения, ситуация для русских – безнадежна: слишком велика была военная сила врага. Поэтому, выступая в поход, он всё упование возложил на Бога и на Пресвятую Богородицу.

Митрополит Московский Киприан вместе с церковным народом молился в Кремле и призывал на помощь великих российских святителей.Народ, укрепляемый верой в заступничество Божие, вместе со своей княгиней молился Богу. Евдокия совершала сугубые молитвы об избавлении Руси от гибели. Молитва праведницы была услышана Богом.

***
Первое упоминание Ельца в источниках имеется в Никоновской летописи под 6654 годом от сотворения мира, иначе в 1146-1147 гг. н.э.
А по мнению российских историков Насонова А.Н. и Клосса Б.М. первое достоверное упоминание о Ельце относиться только к 1389 г., когда митрополит Пимен встретил у слияния Дона с рекой Воронеж князя Елецкого. То есть за 6 лет от даты искомого события.
Тем не менее, в год первого летописного упоминания Елец был центром удельного княжества, находившегося в вассальной зависимости князя Черниговского. В Ельце, как и в соседних Ливнах, княжили князья Рюриковичи черниговской ветви.

Драматическая судьба Ельца на протяжении нескольких веков определялась его местоположением. Юго-восточная граница русских земель проходила по Быстрой Сосне. За Сосной начиналось «Дикое поле», где хозяйничали кочевники: печенеги, половцы, татаро-монголы.


Великий князь Василий Димитриевич. Миниатюра из «Титулярника». 1672 г.

Но не только граница определяла опасность. Елец и Ливны были построены на торных дорогах набегов кочевников. Эти дороги, или сакмы, шляхи – Моравский, Изюмский, Кальмиусский – пересекали Орловско-Елецкий край с юга на север. Именно по ним кочевые орды направляли своих конников в русские земли. Положение на юго-восточных окраинах русских земель, на границе с «Диким полем» на несколько веков определило судьбу города: «бысть. защита земле Рустей».

Набеги половцев, нашествия татаро-монголов, вторжение крымских и ордынских полчищ не раз приводили город к запустению, но он вновь отстраивался и поднимался.
Таким образом, Елец 1395 года и позднее -далекая окраина северо-восточной Руси, расстояние от Ельца до Москвы даже по прямой, более 400 км.


Свт. Киприан. Икона.

Ставка Тамерлана в те времена была расположена на горе Аргамач. И такое место в окрестностях г. Ельца есть.
Но называется оно ныне: Аргамач – Пальна: село Елецкого городского поселения (150 жителей) Елецкого района Липецкой области.
Название произошло от возвышенности Аргамач и реки Пальны. Гора Аргамач упоминается в отписке елецкого воеводы И. Мясного 1593 года. Этимология не ясна. Чуть позже у острожской башни на Аргамачской горе возникает острог.

По совету матери Василий Димитриевич повелел принести чудотворную Владимирскую икону Божией Матери из Владимира в Москву. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. 15 августа, после литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!».

Плач стоял и в московских храмах. Усерднее возжигали неисчислимые свечи перед иконами: “Милосердная, Милосердная! Неужели доползет до святого града лавина тамерлановых полчищ!” — Москва звала Богоматерь.


Икона Сретение Владимирской Богоматери. Народ, Великий князь ВасилийI слева от иконы,митрополит Киприян справа. Их можно узнать по нимбам, которые в данном случае означают не святость персон, а священный статус глав Церкви и государства.

Процессия с Великой иконой появилась перед Москвой 26 августа, в тринадцатую годовщину захвата города войсками Тохтамыша.
Москвичи во главе с митрополитом Киприаном, семейством великого князя, священниками и боярами вышли навстречу святыне.

Жители столицы встретили главную икону земли русской на Кучковом поле* со слезами радости, «возсылая усердные мольбы, да будет Владычица Богородица теплою Заступницею и скорою Помощницею и Покровом городу Москве». После торжественной встречи икона была доставлена в Успенский собор Кремля.
* -на месте встречи в дальнейшем был основан Сретенский монастырь

Молебны перед иконой служились день и ночь. И Матерь Божия не посрамила столь великой веры и надежды, вняв мольбам русских людей. Спасти Русь могло только чудо. И оно совершилось! Господь не оставил людей, призвавших Его в день скорби, Он спас народ русский от верной гибели, явив Свою Божественную помощь.


Сретение Владимирской иконы Богоматери в Москве. Икона 17 в.(1689 -1690 гг.)

В тот самый день, когда в Москве встречали икону, произошло то, чего никто не мог предвидеть: Тамерлан внезапно поднял войска и отступил к югу, а скоро оказался вообще за пределами русских земель.

Предание сообщает, что среди дня хан задремал у себя в шатре, и ему было во сне видение. Вдруг он увидел во сне высокую гору. С горы спускались прямо на него святители с золотыми посохами, которыми они грозили ему, а в небе над горой появилась величавая Жена, окруженная тьмами воинов с крыльями, которые устремились на Тамерлана.

Проснувшись в трепете, Тамерлан созвал мудрецов, старейшин и гадальщиков. “Эта Дева, — сказали они, — есть Заступница русских, Матерь христианского Бога. Ее сила неодолима.” — “Не сладить нам с ними,” — воскликнул Тамерлан и велел своим полчищам повернуть обратно. “Бежал Тамерлан, — говорит летописец, — гонимый силой Пресвятой Девы.” (Е. Поселянин. Московский патерик. С. 6).

Автор созданной в то время «Повести о Темир-Аксаке» так передает отклик русского народа на это необычайное событие: «Не мы ведь изгнали, но Бог изгнал их незримою силой Своей и Пречистой Своей Матери, скорой Заступницы нашей в бедах, и молитвой угодника Его, боголюбивого преосвященного Петра, митрополита Киевского и всея Руси, твердого заступника и молебника города нашего Москвы от находящих на нас бед».

– Радость всех русских людей была безграничной. В то время было принято в память таких славных событий, в которых видели знаки милости Божией, основывать церкви и монастыри. Сразу же по благословению митрополита Киприана на средства Великого князя на Кучковом поле заложили деревянную церковь – «во имя Пречистой Богородицы, славной встречи Ее на память о той великой милости Божией».

Уход Тимура из русских земель был воспринят как Божие заступничество и чудо. После внезапного отступления врага москвичи начали особо почитать Евдокию, видя в ней не только княгиню, но заступницу и молитвенницу. В Москве на месте встречи иконы, Владимирской Божией Матери, по молитвам к которой совершилось спасение Руси и града Москвы, заложили памятную церковь и монастырь, названный в честь события Сретенским.

Славянское слово «сретение» означает «встреча», так что память о своей встрече Владимирского образа в тот знаменательный день 26 августа 1395 года москвичи включили в само название монастыря.


Церковь Рождества Богородицы, стоящая на месте явления Богородицы Тамерлану

В этой церкви был установлен список с Владимирской чудотворной иконы. А спустя два года, в 1397 году, здесь уже возвышался Сретенский* монастырь. Ежегодно 26 августа сюда переносили Владимирскую икону крестным ходом из Успенского собора. Праздник Сретения Владимирской иконы был главным местным праздником Москвы.

Долгие годы после октябрьского переворота 1917 года Владимирская икона находилась в музее. В сентябре 1999 года икона была передана в храм Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Там она хранится и поныне к великой радости и утешению всех православных христиан.

Источник статьи: http://prajt.livejournal.com/92409.html

Раньше люди сильнее верили в Бога,Тамерлан отвернул от Москвы после того как к нему во сне явилась Богородица?

чудесное избавление России от орд Тамерлана 26 августа 1395 года.
Из Владимира на руках несли к Москве чудотвор­ную икону Пречистой Владычицы. Народ и воинство по обеим сторонам дороги коленнопреклонно встречали икону. Слыша­лись молитвенные возгласы.

Тамерлан перед боем спал в своем шатре. Увидел он высокую гору, с которой спускались к нему святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии — Величавая Жена, повелевшая оставить пределы России. Тот­час собрал Тамерлан мудрейших старцев и спросил о зна­чении сна. Ему сказали, что Светоносная Жена есть Матерь Божия, великая Защитница .христиан.

Тамерлан тотчас дал приказ повернуть назад. Полчища покатились к югу, не причинив России никакого вреда.
Некоторые историки поражаются внезапному отступлению гигантской орды без попытки сражения и даже грабежа прилегающих русских поселений. Итак, Россия была спасена. Благодарные россияне построили на Кучуковом поле, где была встречена икона, Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

ну не в прогресс же им было верить. до какого то определенного времени) )

тамерлан. и богородица) Где связь-))Он же язычник))) По моему по истории немного не так;) а вообще я считаю это совпадением, что он аримю развернул)

Тамерлан перед боем спал в своем шатре. Увидел он высокую гору, с которой спускались к нему святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии — Величавая Жена, повелевшая оставить пределы России. Тот­час собрал Тамерлан мудрейших старцев и спросил о зна­чении сна. Ему сказали, что Светоносная Жена есть Матерь Божия, великая Защитница .христиан.

Тамерлан тотчас дал приказ повернуть назад. Полчища покатились к югу, не причинив России никакого вреда.

Тимур (Тамерлан) , помимо своего полководческого таланта, также проявлял исключительную тягу к наукам и проявлял завидную набожность.. . Знал наизусть Коран.. . Мария (Мариям в исламе) , наиболее почитаемая женщина в мусульманстве, мать великого пророка Исы.. .

Сура из Корана — «О Марьям (Мария) ! Воистину, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому – Мессия Иса (Иисус) , сын Марьям (Марии) «.

Поэтому явление ему Марии оказало на него столь сильное влияние, в том числе и как на человека, почитающего Коран, и обязанного бережно относится к христианской религии.. .

Источник статьи: http://otvet.mail.ru/question/29245683

Как Богоматерь остановила Тамерлана

08 сент. 2016 г., 9:21

По преданию икона Божьей Матери, названная «Владимирской» была написана еще евангелистом Лукой. Искусствоведы с этим преданием не согласны и относят написание иконы к пятому веку нашей эры. Так или иначе, Владимирская Богоматерь – один из уникальных шедевров иконописи, уцелевший после целого периода борьбы византийских императоров со святыми изображениями.

На Русь икона попала из Византии в начале XII века как подарок святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, ближайшей к стольному Киеву вотчине равноапостольной княгини Ольги. Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир, где она хранилась в Успенском соборе. Отсюда ее название – Владимирская. По приказу князя Андрея икона была украшена дорогим окладом. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божьей Матери скрепились духовные узы Византии и Руси – через Киев, Владимир и Москву.

1395 год в Русской истории связан со странной загадкой. Дело в том, что именно в этот год само существование Руси было поставлено под вопрос. Один из самых страшных и успешных завоевателей в истории – хан Тамерлан, борясь с Золотой Ордой, направил свои железные орды на северо-восток. Из Средней Азии он в кратчайший срок достиг рязанских пределов, без труда взял крепость Елец и намеревался идти на Москву. Богатые русские области манили завоевателя. Тамерлан был военным гением, своеобразным Наполеоном своей эпохи. Не зная поражений, он шел от победы к победе. Ни одна армия еще не смогла ему противостоять. К покоренным народам Тамерлан относился с предельной жестокостью. До сих пор живы легенды о сложенных в пирамиды отрубленных головах жителей целых городов и о крепостных стенах, в которые хан вмуровывал побежденных. Там, где с боями проходило войско Железного Хромца – оставалась пустыня. Сын Дмитрия Донского, великий князь Василий I был в курсе дел соседей. Но не побоялся дать военный отпор незваным гостям. Прошло то время, когда русичи при одном имени татарском разбегались по лесам. Не мешкая, князь собрал войско и двинулся навстречу завоевателю. Он достиг Коломны и стал укрепленным лагерем на берегу Оки. Шансы на победу были не велики. Василию предстояло сразиться с закаленным в непрестанных боях противником, превосходившим его войско вдвое. По обычаю предков, полководец и русское войско готовились к предстоящей битве не только упражнениями в воинском искусстве, но и духовно . Наступивший Успенский пост был посвящен в Великом княжестве Московском усердным молитвам и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная икона, было послано духовенство. 28 августа, после Литургии и молебна на праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и крестным ходом понесло ее в Москву. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!». Надвигающаяся беда сплотила народ в его молитвенном и покаянном порыве.

По легенде, в тот самый час, когда жители Москвы встречали Владимирскую икону на Кучковом поле, Тамерлан отдыхал в своем походном, похожем на дворец шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли некие мужи с золотыми жезлами, а над ними явилась в лучезарном сиянии Величавая Жена. Грозно Она повелела завоевателю оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил прорицателей о значении видения. Ему ответили, что Жена – это Матерь Божия, Заступница христиан. Тогда Тамерлан приказал полкам идти обратно.

Историки не знают, как объяснить странное поведение завоевателя, известного своим упорством в достижении поставленных целей. Но факт остается фактом: грозный Тамерлан, перед которым трепетал Китай, Индия, Золотая Орда и Византия из Русских земель ушел и больше в них не возвращался. Перед нами загадка, которая еще требует своего исторического объяснения. Народное сознание восприняло этот факт как несомненное чудо. А потому память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский Монастырь, а 7 сентября установили празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Ныне эту замечательную икону можно увидеть в храме святителя Николая в Толмачах, который входит в комплекс Третьяковской галереи. В каждой домодедовской церкви есть образ Владимирской иконы. Православные христиане ее чтут, как Заступницу земли Русской, обращаясь к ней с молитвами в житейских нуждах.

Источник статьи: http://in-domodedovo.ru/kak-bogomater-ostanovila-tamerlana

Глава 6. ВЕЩИЕ СНЫ ТАМЕРЛАНА

ВЕЩИЕ СНЫ ТАМЕРЛАНА

Событие, происшедшее в Египте в 1922 г., стало мировой сенсацией. Английская археологическая экспедиция, возглавляемая известным археологом Ховардом Картером, обнаружила великолепно сохранившуюся мумию египетского фараона Тутанхамона. Больше таких находок в истории археологии не было. Особенно поражала воображение золотая посмертная маска, снятая с лица юного фараона, умершего в 19-летнем возрасте. А затем началась загадочная серия смертей, получившая название «Проклятие фараона».

6 марта 1923 г., промучившись три недели, умирает от загадочного укуса москита главный спонсор английской экспедиции лорд Карнарвон. Ведущие европейские издания запестрели заголовками — «Наказание безбожника», «Новая жертва Тутанхамона», «Месть фараона». Согласно верованиям древних египтян, тело умершего должно оставаться в неприкосновенности, чтобы душа и ангел-хранитель могли вернуться к нему. Рядом с мумией во время раскопок была обнаружена глиняная доска с надписью: «Смерть на крыльях примчится к тому, кто нарушит покой фараона». И хотя обнаруживший саркофаг Тутанхамона англичанин Картер упорно отрицал сам факт существования доски, крылья смерти широко распахнулись над участниками экспедиции.

За небольшой срок, с 1923 по 1930 г., смерть унесла жизни 22 человек, соприкасавшихся с гробницей Тутанхамона. Тринадцать из них были непосредственными участниками вскрытия саркофага. Смерть выхватывала свои жертвы разными способами: покончил жизнь самоубийством «в состоянии душевного расстройства» сводный брат лорда Карнарвона Обри Герберт, во сне скончался сын лорда Уэстбери, секретаря экспедиции. Затем выбросился из окна восьмиэтажного дома и сам лорд Уэстбери. От неизвестной лихорадки внезапно скончался египтолог Артур Уэйголл, в момент начала обследования мумии с помощью рентгеновских лучей умер Арчибальд Даглес Рид. Арчи Май, вскрывавший саркофаг вместе с Картером, тоже приказал долго жить. Один за другим скончались участники экспедиции английские профессоры Джеймс Бристед, Норман Дэйвис, Джордж Фукарт, Герберт Уинлок, а также сэр Алан Гардинер. В феврале 1929 г. от укуса насекомого скончалась леди Элизабет Карнарвон. Мистическим образом причина ее смерти оказалась повторением смерти ее мужа, лорда Карнарвона, открывшего этот скорбный мартиролог.

Смерть пощадила главное лицо экспедиции, самого Ховарда Картера. Англичанин бодрился перед журналистами, называл «проклятие фараона» не иначе, как «смехотворной историей» и «глупой болтовней, лишенной разумного смысла». О чем думал Картер, оставаясь наедине со своими мыслями? Жесток удел приговоренных, ибо ожидание смерти хуже самой смерти. Никто уже не узнает, стала ли для Ховарда Картера его дальнейшая жизнь жизнью приговоренного, когда пожизненной «камерой смертников» для него стал его собственный дом. Так обошлась судьба с теми, кто потревожил вечный сон фараона Тутанхамона спустя 3315 лет после его погребения.

Если вам вся эта история показалась несостоятельной, то мы постараемся вас разубедить. Не исключено, что для кое-кого все Божьи кары за раскапывание могил покажутся мистикой. Ничего страшного, на то она и мистика. Тутанхамону «помогли» умереть в 1392 г. до н.э. Через 11 лет после того как смерть унесла последнюю жертву «проклятия фараона», сбылось еще одно проклятие — проклятие «Железного Хромца» — Тамерлана.

Во всемирной истории таких личностей, как Тамерлан, можно перечесть по пальцам одной руки. В ряду величайших завоевателей планетарного масштаба имя Тамерлана стоит рядом с Чингисханом, Батыем и Наполеоном. Имя Железного Хромца внушало страх и ужас миллионам жителей Азии и Европы: от Китая и Индии до Кавказа, Турции и Руси. И сейчас его имя вызывает в памяти в первую очередь громадные пирамиды из отрубленных голов побежденных. Он покорил 27 царств, разгромил Золотую Орду. В Афганистане Тамерлан приказал построить башню из двух тысяч живых пленников, в Иране — пирамиду из голов 70 тысяч пленных.

Тимур родился в 1336 г., а умер в 1405 г., во время похода на Китай. Родом он был из тюркизированного монгольского племени бар лас. Из-за хромоты его прозвали Тимур-ленг (от персидского слова «ленг» — «хромой»), в Европе его называли Тамерланом. Тимур прошел путь от предводителя шайки пустынных грабителей, когда все его имущество, кроме оружия, состояло из тощего коня и дряхлого верблюда, до властелина полумира в трех частях света — Азии, Европе и Африке. Став в 1370 г. эмиром Мавераннахра (арабское название междуречья Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи с городами Самарканд и Бухара), он создал в Средней Азии династию Тимуридов, правившую сотню лет после его кончины.

Тимур-Тамерлан (XIV в.) Скульптурный портрет М.М. Герасимова. Реконструкция по черепу

Жестокий, не знавший страха и жалости завоеватель Тимур был ревностным мусульманином, знал тюркский и персидский языки, сам стал писателем. Свою столицу Самарканд и город Шахра-Сябзе, где он родился, Тимур украсил великолепными дворцами и произведениями искусства, свозя в них из покоренных стран лучших поэтов, мастеров и ученых. Его внук Улугбек (1394–1449), через пять лет после смерти деда ставший правителем Самарканда, стал выдающимся астрономом, на окраине Самарканда построил трехэтажную обсерваторию и составил каталог положений 1018 звезд с очень большой точностью. Главный труд внука Тимура — «Новые астрономические таблицы» («Зидж-и-джедит-и Гурагони»).

Современник Тимура, историк Ибн-Араб-Шах, так представил среднеазиатского государственного деятеля и полководца в своей книге «Чудеса в деяниях Тимура»: «Тимур был высок ростом, могучий, белый по цвету кожи, отдававшей в красноту, рыжеватый, с широкими плечами, длинными ногами, мощными дланями, превосходного телосложения, длинной бородой, стройными могучими руками, хромой на правую ногу, с глазами, похожими на свечи, но без блеска, с могучим голосом; он не боялся смерти, был крепок в мысли и крепок в теле, мужествен и бесстрашен, как твердая скала. Он не был мрачен в несчастье и не был весел в случае успеха» <45>.

Ставленник Тимура на троне Золотой Орды Тох-тамыш изменил своему владыке и захватил принадлежавший Тимуру Хорезм. Выбив Тохтамыша из своих владений, Тимур совершил беспримерный зимний поход из Самарканда к Волге, обойдя справа Аральское море, и, форсировав Яик (Урал), вышел к притоку Камы, реке Ик. Разгромив 18 июня 1391 г. на берегах Волги войско Тохтамыша, Тимур тоже понес большие потери и, не дожидаясь наступления холодов, возвратился в Самарканд. Поскольку враг был еще силен, новая битва двух гигантов становилась неизбежной. И она произошла.

В грандиозном сражении войск Тимура и Тохтамыша в среду 15 апреля 1395 г. на берегах Терека (вблизи крепости Тарки) Золотая Орда была жестоко разгромлена. Армада Тимура преследовала бегущего противника до Нижней Волги. Тимур дошел до Днепра и, разбив около Киева союзника Тохтамыша, Бек-Ярык Оглана, развернул свои непобедимые войска на Москву. Когда Тимур взял Елец, то, по словам Н.М. Карамзина, «весть о нашествии сего нового Батыя привела в ужас всю Россию. Ожидали такого же общего разрушения, какое за 160 лет перед тем было жребием государства нашего: рассказывали друг другу о чудесных завоеваниях, о свирепости и несметных полках Тамерлановых…» <46>Великий князь Московский Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, собрал свое войско на берегу реки Оки, возле Коломны. Долгих две недели стояли оба войска друг против друга, разделенные водной гладью неспешной реки.

Внезапно для русских на рассвете 26 августа 1395 г. великий завоеватель отдал своему войску приказ повернуть назад, к югу. Это решение Тимура историки до сих пор считают необъяснимым.

Существует легенда, что накануне ночью Тимур увидел во сне огромное воинство в блистающих доспехах, а над ними облик Царицы Небесной, погруженной в жаркую молитву. Во сне перед Тимуром якобы предстали святые старцы и сурово потребовали уйти из России. Другое событие, также состоявшееся накануне, объясняет уход войск Тимура, казалось, остановившихся перед последним броском на Москву, передачей жителями Владимира, в самый день Успения, иконы Владимирской Божией Матери в Москву для успокоения москвичей и защиты города от иноземных захватчиков. Летописцы подтверждают, что отход войск Тимура от Москвы на Дон начался в то самое время, когда в Москве, на Кучковом поле, московские жители встретили Владимирскую икону. С того времени Русская Православная Церковь торжественно отмечает празднество — Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана.

Во всемирной истории стояние на Оке в 1395 г. — это единственный случай, когда Тимур уклонился от боя перед лицом преградившего ему путь противника. В чем же причины, заставившие непобедимого полководца уклониться от сражения, кроме воздействия свыше? Их несколько. Во-первых, позади войск Тимура еще оставались несокрушимые осколки Золотой Орды, степи между Доном и Кубанью тоже были неподвластны Тимуру: их контролировали черкесы. Во-вторых, в условиях приближающейся зимы направлять далеко на север воинов, привыкших к теплому климату Востока, было рискованно.

Безусловно, уход Тимура не был бегством. Но, кто знает, не был ли его сон на берегу Оки вещим: ведь 15 лет назад русские беспощадно разгромили огромные полчища Мамая. А в рядах его войска наверняка было много воинов, которые хорошо запомнили свое бегство с Куликова поля. В конце концов, войско Тимура, в отличие от Тохтамыша, было наемным, и профессионалам гулямам надо было хорошо платить. И то, что награбил Тимур в Ельце и Рязанском княжестве, наглядно показало: золотыми и алмазными россыпями Русь явно не располагает.

Всю нерастраченную на Руси силу войск Тимур обрушил на юг Восточной Европы. Ярый приверженец учения Мухаммеда (его называли не иначе, как «паладин ислама», т. е. человек, беззаветно преданный исламу), Тимур устроил в богатом торговом центре Азове подлинный геноцид: захваченные мусульмане были пощажены, все иноверцы беспощадно и коварно уничтожены, город был превращен в пепел. Причем действовал Тимур в соответствии с традиционным коварством восточных владык. Коран не считает обманом обман иноверцев: когда многочисленное посольство венецианских, генуэзских, каталонских и бискайских купцов Азова встретило Тимура на берегу Дона с богатыми дарами, он лживо успокоил их на словах, а затем неожиданно дал приказ на штурм Азова. «Азов и богатства его исчезли. Ограбив лавки и домы, умертвив или оковав цепями всех тамошних христиан, которые не успели спастись бегством на суда, моголы обратили город в пепел» <47>.

Мамай давно был убит. Теперь разгромлен Тохтамыш. Никто не мог противостоять Тимуру. Испепелив столицу Золотой Орды Сарай-Берке, «Железный Хромец», совершив еще один дербентский поход, вернулся в Среднюю Азию.

Пока московский князь и Тимур стояли друг против друга на Оке, литовский князь Витовт проявил коварство мелкого политического интригана: он распустил слух, что идет сражаться на Оку с Тамерланом, и как союзник русских беспрепятственно подошел к Смоленску, радушно был принят горожанами. Однако «литовский герой» коварно напал на город, ограбил его и объявил себя государем этой российской области.

Ситуация, в которой оказалось Московское княжество, была угрожающей. Усилившаяся Литва получила себе в союзники недобитого Тимуром Тохтамыша, все еще обладавшего значительной силой. Тимур, в свою очередь, произвел тихий переворот в Золотой Орде, назначив своей волей в ее управление ордынцев Темир-Кутлука и Едигея. Неутомимый интриган и политический неудачник Тохтамыш, изгнанный из Золотой Орды, предложил князю Великого княжества Литовско-Русского Витовту разбить ставленников Тимура и разделить между собой Владимирское (Московское) княжество, т. е. Северо-Восточную Русь. Витовт давно завидовал московским князьям — победителям Куликовской битвы. А потому для свершения планов стать объединителем всех русских земель ему как воздух необходима была победа над ордой. Тохтамыш же горел желанием вернуть ханский трон. Интересы двух врагов Московской Руси совпали.

В 1399 г. для участия в предстоящих завоеваниях в Литовское княжество (половина бывшей Киевской Руси) в Подолию вошли белорусские ратники, немецкие рыцари и польская шляхта.

12 августа 1399 г. на берегах Ворсклы сошлись армия Витовта (с Тохтамышем и европейскими наемниками), с одной стороны, и ставленники непобедимого Тимура — Едигей и Темир-Кутлук, с другой стороны. Обходным маневром тумены Темир-Кутлука зашли в тыл и с флангов войска Витовта. Начался страшный разгром литовского войска. Победа ордынских ставленников Тимура имела далеко идущие последствия. Ослабленная и опустошенная разгромом Литва в 1401 г. согласилась по Виленской унии на включение в состав королевства Польского. Внутри-ордынские интриги привели к смерти в 1399 г. Темир-Кутлука. В 1405 г. умер Тимур, и начался распад его державы. Попытавшийся было после смерти Тимура захватить столицу Орды Сарай Тохтамыш был разбит, загнан в низовья реки Тобол и убит. Кровавые распри в борьбе за лидерство в Орде привели к распаду всего татарского этноса на враждующие между собой анклавы. А выиграла от побоища на Ворскле одна лишь Москва. Все ее враги — Литва, Орден, Польша, Орда — были обескровлены.

Предчувствуя близкую кончину, Тимур в 1403 г. приказал выстроить в Самарканде усыпальницу — мавзолей Гур-Эмир. В 1404 г. усыпальница Тимура и Тимуридов была построена. Сохранилась она и поныне. Она представляет собой восьмигранный мавзолей с ребристым куполом голубого цвета, высотой 40 метров. Стены мавзолея украшает искусная мозаика, не потерявшая свои краски. В наши дни Гур-Эмир стоит окруженный фруктовым садом. В верхнем парадном зале, за мраморной резной оградой расположены восемь надгробных плит. В центре — надгробие Тимура. Плита была доставлена в Самарканд из Китая еще при жизни Тимура. На ней высечена на арабском языке родословная Тимура.

Свой предпоследний поход Тимур совершил в 1402 г. в Малую Азию, где сокрушил армию турок-османов султана Баязида, тем самым продлив на полвека существование Византии. Разгромив Баязида, Тимур осадил Смирну, защищаемую гарнизоном рыцарей Ордена Иоанна Иерусалимского (впоследствии — мальтийские рыцари). То, чего не могли сделать турки за 20 лет, Тимур совершил за несколько дней, взяв Смирну штурмом. Когда после взятия Смирны к ней подошли венецианские и генуэзские корабли с помощью и припасами для защитников крепости, гулямы Тимура забросали их из катапульт головами рыцарей-иоаннитов. Последний поход Тимур завершить не смог — он умер в 1405 г. в самом начале нового похода в Китай. После смерти Тимура между его сыновьями и внуками началась жестокая борьба за власть, продолжавшаяся четыре года. Наследием Тимура завладел его сын Шахрух, ревностный сторонник шариата. И чтобы не осквернять глаза правоверных «варварскими монгольскими обычаями» — вдова Тимура Биби-ханум по монгольскому обычаю украсила Гур-Эмир с необыкновенной роскошью, только рукоятка кнута Тимура стоила многих отар овец, — он в свое время изъял всю эту роскошь в свою казну.

Прошло 536 лет. То, что произошло летом 1941 г., можно назвать чередой необъяснимых исторических совпадений, случайностей. Как же все это началось?

Еще в 1937 г. И. Сталин включил Тамерлана в список наиболее почитаемых полководцев, после чего советские историки внесли поправки в учебники истории: теперь «Железный Хромец» преподносился ими как избавитель мира от монголо-татарского ига. Более того, Сталин обратил внимание историков и археологов на необходимость разыскать документальные свидетельства разгрома Тамерланом Золотой Орды. Поиски дали результат: уже в 1938 г. в бескрайних степях советского Казахстана был обнаружен камень, установленный по приказу «Железного Хромца». На камне была высечена надпись в честь победы Тамерлана над войсками хана Золотой Орды Чингисида Тохтамыша.

18 марта 1941 г. Центральный комитет ВКП(б) принимает постановление о разрешении произвести раскопки захоронения Тамерлана в мавзолее Гур-Эмир, а 27 мая 1941 г. в Самарканд уже прибыла первая группа специальной археологической экспедиции. В ее составе находились и кинодокументалисты. Первыми были вскрыты детские гробницы, принадлежавшие сыновьям внука Тамерлана (Тимура) — Улугбека, затем гробницы сыновей Тимура — Мироншаха и Шахруха. 18 июня вскрыли гробницу Улугбека. Все данные тщательно заносились в специальный экспедиционный дневник. Затем настала очередь захоронения самого Тимура. Гробница оказалась прикрытой тяжелой надгробной плитой из известняка, с укрепленной на ней тонкой плитой из бледно-зеленого камня — оникса. Верхняя плита была покрыта тончайшей резьбой надписи на арабском языке. Члену экспедиции историку Семенову удалось прочесть надпись. Она гласила: «Все мы смертны, придет время — и мы умрем. Если кто посягнет и потревожит прах предков, то пусть постигнет его самая страшная кара».

Прочитанное не остановило археологов. Они продолжали надругательство над захоронением, проигнорировав надпись на надгробной плите с магической печатью, защищающей гробницу Тимура. Подняли плиту весом в 3,5 тонны. Под плитой оказались ганч (разновидность алебастра), несколько плит из известняка. А еще глубже, в камере из известняковых блоков, археологи увидели гроб. Деревянный гроб еще сохранил местами остатки парчового покрывала с вытканными на нем серебряными нитками изречениями из священной книги мусульман Корана.

Современники Тимура оставили письменные свидетельства о его большом интересе к сверхъестественным и магическим явлениям. Завоевав Месопотамию, Тимур перевез в Самарканд прах Святого Даниила. Достоверно известно и увлечение легендарного завоевателя суфизмом — мистическим течением в исламе. Неудивительно, что Тимур был похоронен суфистскими мудрецами. Погребение было произведено в глубокой тайне. Тому, кто потревожит прах Тимура, суфистские мудрецы предрекали большое несчастье.

21 июня 1941 г. археологи приступили к вскрытию гроба с останками Тимура. Но уже через полчаса после начала работ неожиданно сломалась лебедка. Когда рабочие сняли крышку гроба, то весь мавзолей Гур-Эмир наполнился резким опьяняющим запахом каких-то смолистых веществ. Вслед за этим погасло освещение, словно какие-то потусторонние силы противодействовали экспедиции. Из-за сильного головокружения работы были прерваны, все в испуге покинули зал мавзолея. По свидетельству участника экспедиции антрополога Михаила Михайловича Герасимова, вначале сильный и удушливый, а затем тонкий аромат сохранялся в мавзолее около двух недель, напоминая одновременно запах ладана, камфоры и розы. Ученые пришли к выводу, что эти вещества должны были сохранять тело Тимура в виде мумии.

После часового перерыва работы возобновились. К величайшему сожалению археологов, мумия Тимура оказалась сильно разрушенной. Причиной разрушения были строительные работы, которые проводились рядом с мавзолеем в 1866 г., в связи с чем пришлось закрыть ближайший арык. В результате вода просочилась в мавзолей, затопив все подвальные помещения, а также и в деревянный гроб Тимура. Это было замечено, воду откачали, но попавшая в гробницу влага долго испарялась, частично разрушив мумию. Когда была поднята крышка гроба, то ворвавшийся свежий воздух мгновенно разрушил всю мумию. Частично был разрушен и череп.

Однако были ли это останки именно Тимура? Изучив кости скелета, М.М. Герасимов обнаружил повреждение коленной чашечки правой ноги и сросшиеся кости правой руки в локтевом суставе. Указательный палец правой руки был изуродован. Теперь сомнений в том, что это был действительно Тимур, не осталось, все совпадало. По рассказам современников, Тимур был хром и сухорук. Подтвердилась также еще одна легенда. Она гласила, что когда-то Тимур встретился в ущелье с неизвестными врагами, численно превосходившими его войско. По обычаю средневековья, Тимур выехал вперед для единоборства с предводителем противника. Когда бойцы понеслись друг на друга, издав боевые кличи, Тимур был поражен: мчащийся на него враг издал такой же клич, что и Тимур, боевой клич его рода!

И когда противники сошлись, Тимур узнал своего отца. Он бросил свою саблю, успев в самый последний момент схватить занесенную над своей головой саблю отца… Изучив пальцы правой руки Тимура, Герасимов определил, что рана была нанесена изнутри, со стороны ладони. Такое могло произойти только в том случае, если он сам схватил саблю рукой.

Так легенда веков оказалась историческим фактом. Но это было установлено уже после возобновления работ. А во время перерыва произошло событие поистине невероятное. Оператор Малик Каюмов, снимавший фильм об экспедиции в мавзолей Гур-Эмир, зашел пообедать в ближайшую чайхану. Сев за столик, он оказался соседом пивших чай трех старцев. Узнав, что Малик Каюмов участвует в раскопках гробниц Гур-Эмира, старцы принялись убеждать кинооператора, что работы следует немедленно прекратить: «Нельзя открывать гроб Тимура, начнется война!» — «Откуда вам известно?» — спросил Каюмов. Старики показали Каюмову толстую книгу в кожаном переплете. Книга была написана по-арабски. Малик Каюмов и подошедшие в чайхану Кари-Ниязов (руководитель экспедиции), историк Семенов и известный таджикский писатель Айни прочли указанную стариками страницу: «Нельзя тревожить прах полководца Тимура, ибо начнется война». Айни в ярости схватил палку и с оскорблениями на фарси стал выгонять стариков из чайханы. Старики встали из-за стола, ответили Айни крепкими словами и вышли из чайханы. Когда Кари-Ниязов вышел из оцепенения, охватившего его после выходки Айни, и вместе с Каюмовым и Семеновым бросился вдогонку за стариками, было уже поздно: они растворились в толпе узких улочек Самарканда.

Когда стало ясно, что найдены останки Тимура и экспедиция успешно завершена, Айни стал дико кричать от восторга. Радовались и все остальные члены экспедиции. Включив радио, они с нетерпением ожидали, когда же об их открытии объявит на весь мир Московское радио… То, что они услышали, потрясло: германские войска атаковали границы СССР по всей западной границе: от Балтийского моря до Черного. Началась война! Малик Каюмов, ныне 92-летний, вспоминает: «Мы растерялись, а Айни сидел тихо в углу, как мышь, и не говорил ни слова». Карим-Ниязов принял решение работу экспедиции прекратить, всем ее участникам вернуться в Москву. А первый секретарь ЦК КП(б) Узбекистана Усман Юсупов в гневе объявил Кари-Ниязову выговор. Сообщать об истории со стариками в Кремль никто не отважился.

Вернувшись в Москву, Каюмов написал заявление с просьбой отправить его на фронт. Он оказался в районе Ржева, где советские войска вели тяжелые оборонительные бои. Командовал группировкой советских войск Г.К. Жуков. Каюмов сумел встретиться с Г.К. Жуковым и рассказал ему историю со вскрытием гробницы Тимура. Жуков очень серьезно воспринял рассказ Каюмова. Кинооператор настоятельно просил сообщить об этом Сталину. Но осенью 1941 г. обстановка на фронтах была настолько угрожающей, что разговор со Сталиным у Жукова не состоялся — не это было главным.

С августа 1941 г. по октябрь 1942 г. останки Тимура находились в Москве, в мастерской Михаила Герасимова, которому после изучения черепа удалось восстановить в форме бюста облик завоевателя. С лета 1942 г. резко ухудшилась ситуация на южном направлении: немецко-фашистские войска заняли Крым, Ростов, вышли к Сталинграду. В октябре 1942 г. Каюмов второй раз встретился с Жуковым. Тот сообщил историю с проклятием Сталину. Сталин позвонил Усману Юсупову в Ташкент и приказал немедленно произвести захоронение останков Тимура. 28 октября Герасимов завершил свою работу и передал останки Тимура и Тимуридов в Академию наук СССР. 15 ноября Госкомиссия приняла решение о перезахоронении.

Есть данные, не подтвержденные, правда, официально, что в период с середины ноября до середины декабря 1942 г. боевой самолет Красной Армии с останками Тимура на борту облетел всю линию фронта. 19 декабря 1942 г. в Москве Сталин подписал директиву о наступлении в районе Сталинграда. 20 декабря в Самарканде состоялось захоронение останков Тимура и Тимуридов. Вскоре советские войска перешли в наступление, одержав победу в Сталинградской битве. В войне наступил коренной перелом, и линия фронта стала отодвигаться на запад.

Единственное печатное свидетельство погребения останков Тимура и Тимуридов удалось обнаружить только на страницах декабрьского (1942 г.) номера газеты «Правда Востока», выходившей в Ташкенте. Корреспондент «Правды Востока» присутствовал при погребении в Гур-Эмире. Вот этот текст:

«Днем 20 декабря 1942 года в темном подземелье мавзолея Гур-Эмир зажглись огни прожекторов. Правительственная комиссия, руководившая вскрытием склепов и исследованием останков Тимура и Тимуридов, приступила к завершению своей полуторагодичной работы. В присутствии членов экспедиции и представителей самаркандских научных и общественных организаций началось погребение останков Тимура и его сыновей Шахруха, Мироншаха, его внуков Улуг-бека, Мухаммед-Султана. Член правительственной комиссии М.М. Герасимов с большой тщательностью укладывает скелет Тимура на каменный пол склепа. Останкам придается то положение, в каком они находились в момент вскрытия.

Секретарь правительственной комиссии передает председателю стеклянную ампулу. В ней герметически закупорен акт комиссии о проведенной работе. В акте излагаются цели и результаты вскрытия склепов Тимура, Шахруха, Мироншаха, Улугбека и Мухемед-Султана. “Вскрытие погребений названных исторических лиц XV века, — говорится в акте, — было предпринято в связи с 500-летием со дня рождения великого узбекского поэта Алишера Навои и ставило своей целью дать возможно более полную характеристику эпохи Тимура и Тимуридов, в каковую жил и творил Алишер Навои”.

В акте подробно перечисляется все, что было обнаружено в склепах, и содержится изложение научных работ, проведенных экспедицией. Акт написан китайской тушью в нескольких экземплярах на бумагах местных сортов — самаркандской XVII в., бухарской XVIII в. и кокандской XIX в. — и скреплен подписями членов комиссии. Ампулу с актом вкладывают в мраморную урну, народный мастер Усть Акрам замуровывает ее ганчем (Ганч — среднеазиатское название вяжущего материала, получаемого обжигом камневидной породы, содержащей гипс и глину. Из ганча изготавливается штукатурка, выполняется резной и литой декор, скульптура. — Авт.). Герасимов кладет урну рядом со скелетом Тимура и закрывает под ней останки Тимура. В таком же порядке происходит погребение Улугбека и других Тимуридов» <48>.

Намечавшаяся в Москве выставка Тимуридов так и не была открыта. Летом 1943 г., в дни Курской битвы, Председатель Совета Народных Комиссаров И. Сталин подписал правительственное постановление о выделении одного миллиона рублей на реставрацию мавзолея Гур-Эмир. Кинооператор Малик Каюмов завершил войну в поверженном Берлине. Писателю Айни (настоящее имя — Садриддин Саид-Мурод-Зода) не суждено было написать роман о Тамерлане. Фильм, снятый во время вскрытия гробницы Тимура, был впервые показан только в 2003 г. на телеканале РТР в дни 60-летия Сталинградской битвы, под названием «Проклятие Тамерлана». (Отдельные фактические материалы из этого фильма использованы при написании настоящей главы.) Независимый Узбекистан установил памятник эмиру Тимуру, с надписью на латинице Amir Timur на пьедестале установленного в 1913 г. памятника К.П. Кауфману, а затем И.В. Сталина.

Наконец, есть еще один своеобразный памятник Тимуру. Это надпись на скале в ущелье Илянь-ута, называемом также «Тамерлановы ворота». Она сделана в 979 г. по мусульманскому календарю на месте кровопролитнейшего сражения Тамерлана, одержавшего победу над Дервиш-ханом и Баба-ханом и предавшего стольких смерти, что от убитых в сражении и в плену в течение одного месяца в реке Джизак на поверхности текла кровь.

Потревожившие вечный сон Тимура, как это не странно, вызвали океан крови.

Читайте также

1395 – Нашествие Тамерлана

1395 – Нашествие Тамерлана В 1360-е гг. в Средней Азии возвысился Тимур (Тамерлан), выдающийся властитель и полководец, известного своей хромотой, военными подвигами и невероятной, поражавшей даже современников, жестокостью. Он создал огромную империю и хотел завоевать весь

Поход Тамерлана на Индию

Поход Тамерлана на Индию Тамерлан хорошо был осведомлен о том, что ханам династии Чагатая было свойственно совершать опустошительные кампании в Индии. Пенджаб и Доаб в северо-западной Индии рассматривались как охотничьи угодья для принцев этой Чингизханидской ветви.

Третий, или Проклятье Тамерлана

Третий, или Проклятье Тамерлана Персидского владыку Надир-шаха Кули Афшара называют третьим в истории объединителем Азии – после Чингисхана и Тамерлана. В 1740 г. шах покорил Бухару, Самарканд и Хиву. Посетив мавзолей Гур-Эмир, он повелел снять с могилы Тамерлана зеленое

Проклятие Тамерлана

Проклятие Тамерлана Среди знаменитых полотен, представленных в Третьяковской галерее, есть одно совершенно уникальное не столько по своим художественным достоинствам, сколько по философской глубине и эмоциональной силе. Это «Апофеоз войны», созданный в 1872 году

«Проклятие Тамерлана»

«Проклятие Тамерлана» Согласно легенде, уже лежа на смертном одре, Тамерлан сказал своим приближенным: «Не нарушайте покой моей могилы, ибо того, кто меня побеспокоит, ожидает судьба, которая страшнее, чем я». Наследники свято соблюдали завет великого полководца.

7. Три евангельских волхва, встретившиеся с царем Иродом, и три женщины — вещие сестры, предсказавшие будущее Макбету и Банко

7. Три евангельских волхва, встретившиеся с царем Иродом, и три женщины — вещие сестры, предсказавшие будущее Макбету и Банко Согласно Евангелиям, три Волхва-царя явились к царю Ироду с вопросом: где родившийся Царь Иудейский? Они видели Его звезду на небе и пришли

Глава 3 Не войной единой, или три жемчужины архитектуры Тамерлана

Глава 3 Не войной единой, или три жемчужины архитектуры Тамерлана Все награбленное свозилось в Самарканд, ставший к тому времени культурным центром Средней Азии. Здесь трудились 150 тыс. лучших ремесленников из многих городов порабощенных стран. Именно они строили и

Глава 8 БИТВА НА РЕКЕ КУНДУРЧА – ПРОТИВОСТОЯНИЕ ТАМЕРЛАНА И ТОХТАМЫША (18 июня 1391 года)

Глава 8 БИТВА НА РЕКЕ КУНДУРЧА – ПРОТИВОСТОЯНИЕ ТАМЕРЛАНА И ТОХТАМЫША (18 июня 1391 года) ИСТОРИЧЕСКАЯ И СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В 1342 году умер хан Узбек, один из самых могущественных представителей дома Джучи. В течение 30 лет его правления Золотая Орда достигла своего

ВЕЩИЕ СНЫ О СОКРОВИЩАХ

ВЕЩИЕ СНЫ О СОКРОВИЩАХ Найти клад — благоприятный знак. После такого сна каждый может рассчитывать на то, что он получит желаемое. Сонник Нередкие сны о кладах лишний раз подтверждают, что где- то в подсознании у каждого человека хранится мечта обнаружить сокровища.

Вещие сны императора

Вещие сны императора …Сын убитого императора Петра III, цесаревич Павел, не ладил с матерью и проводил большую часть своего времени в Гатчине. Весь день 5 ноября 1796 года его что-то тревожило, и потому он решил лечь спать пораньше. Но и сон не шел: стоило цесаревичу уснуть,

22. Нашествие Тамерлана

22. Нашествие Тамерлана Тимуру покорились Грузия, Армения, его войска вступили в Малую Азию, вышли к границам Сирии. Перед ним лежали владения мамлюкских султанов. Когда-то египетские халифы формировали личную гвардию из черкесских, русских, турецких, африканских рабов,

Вещие князья и ушлые жрецы

Вещие князья и ушлые жрецы Кстати, смерть от своего коня может восприниматься как некое предательство, проявление коварства. Сразу же вспоминается скифская «сатэмная» Троя, которую европейские, «кентумные» ахейцы одолели коварством, подарив деревянного коня (речь, как

Что такое вещие сны

Что такое вещие сны Но говорят, что некоторые сны имеют особый смысл, потому что эти сны — вещие и пророческие, а из этих снов, говорят, можно получить объяснение прошедшего и познание будущего, то есть того, что скрыто от человека наяву.О таких вещих и пророческих снах

Вещие сны — значит перетолкованные сны

Вещие сны — значит перетолкованные сны Из этих примеров видно, что всякий сон можно перетолковать так и этак. Всякий сон можно понять иносказательно, а таким способом можно принять и любой сон за пророчество. А он вовсе не пророчество, а самый обыкновенный сон, только

Нашествие Тамерлана и Едигея

Нашествие Тамерлана и Едигея В то время, когда Кипчацкая Орда, к радости русских, ослабела и разлагалась, страшная гроза чуть не обрушилась снова на Русскую землю. В Средней Азии явился новый могучий завоеватель, подобный Чингисхану, страшный своей силой и жестокостью.

Источник статьи: http://history.wikireading.ru/309087


Adblock
detector